НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,96

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

46,45

46,30

Как НАТО может помочь Украине, не вступая в войну — Ян Бжезинский

Ян Бжезинский, старший научный сотрудник Атлантического совета*, проанализировал, как НАТО может поддержать Украину, не проводя непосредственно военных действий против России
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Ответ НАТО на агрессию России фактически изолировал Украину от военной помощи извне и оставил ее отбиваться от агрессора собственными силами. Но если Запад принял экономические и дипломатические санкции, которые должны сдержать Москву от дальнейшей агрессии, он должен подкрепить их надежной защитной стратегией для Украины, которая поможет укрепить военные силы страны.

Большая часть из 150 тыс. военных, переброшенных Россией к украинским границам, все еще стоит там, рождая новую угрозу. Кроме того, еще 20 тыс. российских военных по-прежнему находятся в Крыму, а провокаторы из Москвы продолжают расшатывать мир на востоке Украины.

Ответ же НАТО на эту угрозу не впечатлил: США и Британия усилили присутствие в воздушном пространстве Эстонии, Латвии и Литвы горсткой истребителей и патрулирование полетов над Румынией и Польшей Авиационным комплексом радиообнаружения и наведения. Кроме того, США дислоцировали дюжину истребителей F-16s в Польшу и дополнительный корабль в Черное море. При этом, никто из союзников не мобилизовал наземные силы.

А когда премьер-министр Украины Арсений Яценюк обратился к Бараку Обаме с просьбой предоставить оружие украинской армии, которое помогло бы Украине защититься от российской агрессии — просьба была вежливо отклонена.

Вместо этого, администрация Обамы предложила Украине помощь в снабжении униформой и продпайками.

Также и вице-президент Байден совершил неверный шаг, когда на прошлой неделе посетил Варшаву и Вильнюс, и пообещал им военную помощь от США для обеспечения их безопасности, но обошел стороной Киев.

Этот шаг отметили и в Москве, как и недавнее заявление Обамы о том, что он не позволит втянуть США в "военную вылазку" в Украину.

Такие действия Америки и альянса проводят "красную черту", оставляя Киев за ее пределами самостоятельно справляться с бедой.

Это должно развеять иллюзии украинцев, которые так отчаянно демонстрировали последние несколько месяцев желание свободы и места в Европе, чьи силы принимали участие в военных учениях НАТО в таком недалеком ноябре.

Эта красная линия может только подбодрить Путина и его советников, чье беспокойство об ответных действиях Запада нашло свое отражение в дислокации в Крыму дополнительных военных сил без опознавательных знаков.

Впрочем, существуют вполне благоразумные защитные меры, которые НАТО и США могли бы и должны предпринять, чтобы поддержать защиту Украины.

Для начала, запрос Яценюка на вооружение должен быть немедленно удовлетворен, и туда необходимо включить средства противотанковой и противовоздушной обороны. Технику и вооружение можно быстро переместить с армейских складов США, расположенных в Европе.

Если НАТО не может достигнуть консенсуса, чтобы предоставить такую помощь, тогда Вашингтон должен сформировать коалицию из единомышленников, или действовать самостоятельно. Такие действия усложнят военное планирование России, и внесут дополнительный риск для операций по агрессии, направленой на Украину.

Вооружение США может, в частности, напомнить России о том, как Советские силы столкнулись с вооружением Запада в Афганистане.

Во-вторых, альянс или коалиция во главе с США должны подкрепить такую помощь развертыванием своих разведывательных мощностей в Украине, дислокацией своих военных инструкторов. Это не только обеспечит необходимую в нынешней ситуации осведомленность, но и поможет Украине нарастить ее оборонные возможности. Кроме того, это заставит Москву учитывать потенциальные политические и военные последствия любых действий, которые затронут присутствующий в Украине иностранный контингент.

Присутствие военных инструкторов в Грузии стало одним из самых действенных элементов поддержки ее Америкой во время вторжения России в 2008 году.

В-третьих, НАТО необходимо поскорее провести военные учения в Украине. Это станет частью дополнительных усилий, направленных на подготовку украинских военных. Сейчас в планах альянса дождаться летних учений, как и заявлено в расписании. Но это может подтолкнуть Россию к дополнительным военным действиям, опережающим учения.

Ответные силы НАТО, созданные для немедленного развертывания подразделений на уровне бригады при боевой поддержке с воздуха, хорошо бы подошли для таких учений. Такие силы должны показать, что Запад отвечает быстро и мудро. У таких действий есть потенциал значительно укрепить возможности Украины по обороне, в то же время не подвергая риску территориальную целостность России.

Кроме того, это уберет эту "красную линию", даст украинцам знать, что они не одни, и заставит Москву задуматься о том, что конфликт станет более дорогостоящим и продолжительным.

Отсутствие решительного ответа Запада только подзадорит Путина идти дальше в Украину, сделать еще одну попытку вторжения в Грузию, оккупировать Молдову, и захватить другие территории, которые когда-то принадлежали Союзу.

Ответ НАТО критически важен как для Украины, так и для самого альянса. На саммите в сентябре должно было обсуждаться будущее военного союза. Но для этого будущего гораздо большее значение будут иметь нынешние действия альянса по отношению к Украине.

*институт НАТО, созданный для улучшения отношений между альянсом и странами, которые в него не входят.