Украина на пороге дефолта

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенный кредитный рейтинг Украины с уровня "CCC+" до преддефолтного "CCC", казна пуста, резервы тают. Что дальше?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Суверенный кредитный рейтинг Украины вновь был понижен. На этот раз свою оценку событиям в стране дало международное рейтинговое агентство Standard & Poor's. "Уровень экономических и системных рисков в этой стране чрезвычайно высок", — заявил 20 февраля ведущий аналитик Standard and Poor's Сергей Вороненко. В результате наша страна потеряла и до того невысокую оценку "CCC+" и сменила ее на "CCC". Прогноз по рейтингу "негативный". Это означает, что страна находится в зоне риска, с точки зрения выполнения обязательств по своим долгам. Совсем недавно, 8 февраля, такой же рейтинг Украина получила от рейтингового агентства Fitch.

Как мы до такого докатились

Причинами понижения рейтингов стала эскалация политического напряжения в стране. Однако не только этим объясняется преддефолтный рейтинг. "В Украине крайне тяжелое экономическое положение. С таким бюджетом как сейчас нам кардинально не хватает внешнего финансирования, считает генеральный директор инвестиционно-банковской компании "European Capital Management" Вадим Браиловский.

19 февраля в Киеве обострились протесты, и рынок отреагировал массовым "сбросыванием" украинских еврооблигаций. По данным агентства Bloomberg, котировки евробондов "Украина-14" к 17.00 по киевскому времени просели на 3,25 процентных пункта, в результате чего их доходность взлетела на 13,388 п. п. до 33,941% годовых — инвесторы не верили, что правительство (какое угодно) справится с этими долгами. Хотя к пятнице "Украина-14" выровнялись и торговались по 96,5% от номинала, а доходность их снизилась до 21,16%, что говорит об оптимизме инвесторов, который, впрочем, трудно назвать обоснованным.

После того, как все бывшие ответственные лица страны сбежали, новая власть увидела с чем придется иметь дело, а именно — пустую казну и пугающий дефицит текущего счета. "Государственная казна разворована, страна доведена до банкротства", — сказал лидер "Батькивщины" Арсений Яценюк. По его словам, состояние дефицита госбюджета такое, что вопрос уже не в том, как дотянуть до конца года, речь идет о неделях.

Невероятные приключения внешнего госдолга

В этом году правительству по внешним долгам нужно будет выплатить еще порядка $7,091 млрд. В 2015 году — $7,699 млрд (из которых $3 млрд России — на погашение первого транша евробондов). С учетом обслуживания долга и выплатам по кредитам под госгарантии, экс-министр экономики Сергей Терехин насчитал около $17 млрд внешних обязательств в валюте только на текущий год.

Драма в том, что золотовалютные резервы Украины сокращались в последнее время невероятными темпами, по данным Нацбанка только на поддержку гривни в феврале было потрачено $1,7 млрд. кроме того, на прошлой неделе была выплачена часть долга Нафтогаза перед российским Газпромом — еще $1,3 млрд. По словам Терехина, из оставшихся в резервах $15 млрд, ликвидных средств (в наличных) — не более $5-6 млрд, все остальное — в ценных бумагах и золоте. Кроме того, золота всегда было около $2 млрд, из которых половина в слитках, половина — в золотых счетах, и судя по отчетам, половина этой половины куда-то делась. Подобное давление на гривню при отсутствии инвесторов и сказывается на рейтингах Украины.

На прошлой неделе Ирландская фондовая биржа отметила решение от 17 февраля о включении в листинг дополнительной эмиссии двухлетних еврооблигаций Украины с погашением в 2015 году объемом $1,985 млрд. Украина решила не эмитировать бумаги после того, как Россия отказалась их выкупать. Напомним, что еще в конце 2013 года между Путиным и Януковичем была достигнута договоренность о кредите украинскому правительству в $15 млрд до конца 2014 года. Однако, из данной суммы Украина получила лишь первый транш в $3 млрд.

"В сегодняшней ситуации возникает много вопросов по поводу того, как эти средства будут использованы и как будут потом возвращаться. Нужно дождаться прояснения и стабилизации ситуации", — информировал общественность глава Минфина РФ Антон Силуанов.

Если завтра дефолт

Без денег России и при отсутствии других внешних инвесторов украинской власти будет тяжело удержать гривню и противостоять дефолту, уверяют экономисты. Сегодня Украина занимает деньги как на рефинансирование долгов, так и для финансирования дефицита бюджета. Директор аналитической группы Da Vinci уверен — вероятность переформатирования бюджета с сокращением дефицита равна нулю. Попытка снизить расходную часть противоречит политическим интересам властей и лишь повысит градус напряжения в обществе со всеми вытекающими последствиями. Повышение доходной части ухудшит деловой климат и добьет остатки экономики. В итоге вероятный сценарий — усиление налогового давления, задержки социальных платежей, нарушение бюджетных трансфертов, сокращение платежей регионам, закрытие некоторых программ развития и модернизации. На этом фоне не исключен отток инвестиций, рост безработицы, падение промпроизводства и снижение темпов экономического роста. Возможна частичная остановка производств, имеющих привязку к комплектующим иностранного производства.
Как результат закрытия долговых окон на фоне слабого спроса на украинскую продукцию на мировых рынках будут сформированы условия для продолжения девальвации гривни, которые будут подогреваться паническим спросом населения.

Спасительная валютная инъекция

Чтобы избежать этого, уже сегодня Министерство финансов и Нацбанк совместно со спикером и координатором правительства Александром Турчиновым попросили у международных партнеров, в частности Польшу и США, в течение ближайшей недели-двух выделить Украине кредит, в целом оценивая плановый объем макрофинансовой помощи в 2014-2015 годах около $35 млрд.

"За последние два дня нами проведены консультации и встречи с послами ЕС, США, других стран и финансовыми организациями о срочном получении Украиной макрофинансовой помощи", — говорится в сообщении и.о.министра финансов Юрия Колобова в понедельник.
Когда в субботу в Киеве фактически произошла резкая смена власти и у руля государства оказались прозападные силы, Евросоюз и США практически сразу предложили финансовую помощь, не особо разбираясь в нашей платежеспособности. Так, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг сообщил о том, что совместно со своим немецким коллегой Штайнмайером они будут способствовать получению Украиной кредита от МВФ. Однако глава МВФ Кристин Лагард сама заявила о готовности предоставить Украине финансовую помощь, как только "появится кто-то на Украине, с кем можно эти вопросы обсуждать". О том, что помощь Украина таки получит, сказала и советник по национальной безопасности США Сюзан Райс.

Примечательно, что объем госдолга Украины под контролем американского инвестиционного фонда Franklin Templeton в четвертом квартале 2013 года вырос на $252 млн по номинальной стоимости — до $3,8 млрд. С учетом вложений европейских партнеров фонда, их общая сумма оцениваются в $6,4 млрд, что составляет более чем треть внешних валютных облигаций Украины. Учитывая то, что мы стоим на пороге дефолта по внешним обязательствам, над этими инвестициями нависла серьезная угроза, избавить от которой сейчас может МВФ.

Министр финансов РФ Антон Силуанов, объясняя отказ от запланированной покупки украинских евробондов на $2 млрд, также сослался на отсутствие в Украине сформированного правительства, с которым можно договариваться. Вместе с тем он подчеркнул, что решение сотрудничать с МВФ будет очень полезным для Украины, то есть, по сути, Силуанов имел в виду: "вот МВФ вас пусть и вытягивает". И, скорее всего, вытянет, чтобы не иметь в лице Украины проблему.

Но потенциальный дефолт создаст проблему не только для американских инвесторов, но и для России, притом в гораздо большей степени, считает директор донецкого филиала Института стратегических исследований Юрий Макогон. По его словам, мы связаны с Россией больше, чем кажется — прежде всего, это касается авиации, машиностроения и энергетики. К тому же Украина — это транзитная зона, которая связывает Россию с Европой. "Поэтому кредит для Украины это не подарок братскому народу, и не плата за политические решения, это — необходимость для поддержания собственной экономики, ведь даже рубль слабеет, когда слабеет украинская экономика", — уверен экономист.

Без рейтинга, но с надеждой

Вместе с тем, по словам Анатолия Баронина, дефолт не является смертельным приговором. Учитывая то, что произошла резкая смена власти и появились доказательства масштабных махинаций предыдущего правительства, новые руководители могут себе позволить объявить дефолт без особых репутационных потерь. "К нему нужно относиться как к очень негативному фактору развития экономики. Не более. Кроме того есть и некоторые позитивные моменты, как снижение расходов на обслуживание долга, рост конкурентоспособности товаров на внешних рынках за счет удешевления себестоимости, а также выход на безопасный уровень функционирования экономики", — объясняет Баронин. Тем не менее, попытку "обнулить" внешние обязательства он называет крайне рискованным шагом: инвесторов интересует прежде всего надежность рынка и защита их капитала, потребуется время и усилия для того чтобы восстановить доверие зарубежных партнеров, бизнеса и инвесторов к национальной экономике.

Чтобы стабилизировать ситуацию и не допустить дефолта, держателям суверенных евробондов нужно давать больше позитивных сигналов. Прежде всего, по мнению экономистов, необходимо возобновлять диалог с МВФ. А для этого политических договоренностей принятых в пятницу мало. "МВФ не донор, МВФ — кредитор. Фонд не будет тратить денег без условий и новому техническому премьеру придется их принять, если он захочет получить помощь от МВФ", — уверяет Олег Устенко.

При этом у Фонда есть одно общее условие — система госфинансов должна быть приведена в стабильное состояние. Уже совершенно понятно, что бюджет с его нереальными макроэкономическими показателями не будет выполнен по таким показателям как рост ВВП, инфляции и курсу доллара. Его необходимо пересматривать. И если правительство не пойдет на сокращение дефицита бюджета, то денег от МВФ не стоит ожидать. "МВФ не приемлет разного отношения к странам. Если от Греции взамен на деньги требуют сокращать госиздержки, то и от Украины будут требовать", — предполагает представитель НАН Украины.

Готов ли будет новый технический Кабмин идти на непопулярные меры перед досрочными выборами, и кто сможет взять на себя такую ответственность — до сих пор открытый вопрос.

Жертвы нестабильности

А пока, от данной ситуации, в первую очередь, страдает крупный украинский бизнес. Именно олигархи больше всего теряют от затяжного политического и как следствие экономического кризиса. "Для бизнесов олигархов любое силовое противостояние является нежелательным. А для многих и фатальным", — считает Вадим Браиловский. Так как рейтинг суверенных бумаг страны является потолком для украинских компаний, для бизнеса полностью закрылись внешние рынки капиталов. И в первую очередь, это отразилось на таких компаниях как "Метинвест" и ДТЭК Рината Ахметова, Group DF Дмитрия Фирташа, МХП Юрия Косюка и "Укрлэндфарминга" Олега Бахматюка, Ferrexpo Константина Жеваго и многих других. В пятницу на Варшавской бирже индекс украинских компаний упал до исторического минимума в 402,52 пункта — подешевели все, включая агропромышленных гигантов Astarta и Kernel.

Проблема усугубится если счета олигархов будут заблокированы, считает профессор Киевской школы экономики Владимир Вахитов. Это приведет к проблемам с экспортом, так как нарушатся привычные схемы. Как следствие, приток валюты в Украину сократится еще больше.

Ложкой меда в данное ситуации оказалось то, что кроме понижения рейтинга агентство Standard & Poor's улучшило прогноз роста экономики Украины в 2014 году с 1 до 1,3%.
В 2015 году, по прогнозам S&P, экономика Украины вырастет на 2,5%. В 2016 и 2017 годах рост составит 3,5%. Госдолг же будет уменьшаться с 40,8% ВВП в 2015 году до 39,5% и 38% в 2016 и 2017 годах соответственно.