Украина по безопасности на дорогах оказалась на уровне Уганды и Словакии — исследования

Всемирная организация здравоохранения опубликовала глобальный отчет о дорожной безопасности. Украина оказалась на уровне с Угандой и Латвией

Всемирная организация здравоохранения опубликовала глобальный отчет о дорожной безопасности. Из 182 стран, рассмотренных организацией, лишь 28 обладают достаточно продуманным и четко регулируемым законодательством в области дорожной безопасности, утверждают в ВОЗ. Украина в число этих стран не вошла, а безопасность на дорогах оценивается наравне с Латвией и Словакией.

По данным ВОЗ, которые организация опубликовала в четверг на своем официальном сайте, в 2010 году во всем мире 1,24 млн человек погибли в дорожных авариях. По сравнению с данными за 2007 год, опубликованными в первом выпуске отчета о дорожной безопасности ВОЗ, данный показатель почти не изменился, несмотря на то, что количество автомобилей во всем мире выросло примерно на 15%.

Эксперты организации выделили пять ключевых факторов риска, которые, по их мнению, требуют четкого и продуманного законодательного регулирования. По мнению специалистов ВОЗ, сочетание эффективного механизма работы законов в области этих пяти факторов говорит о благоприятной обстановке на дорогах отдельно взятой страны.

Факторами риска, которые выделили в ВОЗ, стали нетрезвое вождение (эффективный закон в этой области есть в 89 странах, где проживает 66% населения планеты), превышение скоростного режима (эффективный закон есть в 59 странах, 39% населения планеты), отсутствие требований по использованию шлемов безопасности водителями и пассажирами двухколесного транспорта (эффективный закон в 90 странах, 77% населения планеты), игнорирование ремней безопасности (эффективный закон в 111 странах, 69% населения планеты) и детских сидений (эффективный закон в 96 странах, 32% населения планеты).

Эксперты ВОЗ установили, что законодательное регулирование в области всех этих пяти факторов существует только в 28 странах, в которых проживает около 7% населения планеты.

Большинство этих государств расположены в Европе, их жители обладают высоким уровнем достатка. В частности, в этом списке оказались Франция, Люксембург, Швеция, Швейцария, Финляндия и Португалия. Украина в этот перечень не вошла.

По данным экспертов ВОЗ, Украина относится к перечню государств со средними показателями дохода на душу населения. Количество погибших в ДТП в Украине повышалось в первой декаде XXI века, а пик смертельных аварий в результате ДТП пришелся на 2007 год, после чего смертность пошла на спад. Большую часть погибших в ДТП в стране составляют пешеходы (38%), водители легковых автомобилей (22%) и пассажиры легковых машин (18%), утверждают в ВОЗ. Водители мотоциклов, велосипедисты и водители грузовиков составляют меньшую часть жертв — 11%, 6% и 2% соответственно.

Специалисты ВОЗ подчеркивают, что само по себе наличие адекватных законов, регулирующих дорожную безопасность, ничего не означает: даже в продвинутых государствах уровень контроля над исполнением этих законов может быть на низком уровне.

Несмотря на то, что 88 стран улучшили показатели смертности с 2007 года, еще 87 государств, наоборот, продемонстрировали рост количества погибших в этот же период.

Еще одним важным критерием, который отметили в ВОЗ, стало количество погибших на дорогах из-за алкоголя. Украина в этом отношении оказалась благоприятной страной: данный показатель составил 3%, тогда как во Франции или Швеции по вине алкоголя погибает больше людей — 31% и 22% соответственно. Стоит отметить, что смертность из-за употребления алкоголя в России составляет всего 8%.

Тем не менее, эти данные не дают представления об общей картине, поскольку в Украине соотношение смертей в ДТП к общему количеству населения оказалось на уровне 10 погибших на 100 тыс. населения. Похожие показатели у Латвии (10 погибших), Иордании (11), Греции (11,2), Словакии (9) и Уганде (9,2).

В России эти показатели достигли 18,6 погибших. В Конго (17,1), Боливии (19,2), Афганистане (19,8), Ботсване (20,8), Мозамбик (18,5) и Киргизии (19,2). В крупнейших европейских странах обстановка выглядит лучшим образом. В частности, во Франции, Германии и Италии число погибших на дорогах на 100 тыс. населения составляет 6,4, 4,7 и 7,2 соответственно.

Кроме того, в ВОЗ подсчитали количество тяжело раненных в ДТП людей, которых стабильно транспортируют на автомобилях "скорой помощи". Так, В Украине, как и во Франции, Германии, Швеции и США, этот показатель составляет свыше 75%.

Кроме того, в организации отметили основные группы риска на дорогах по всему миру. В их число попали подростки (59% погибших), пешеходы и велосипедисты (27% погибших, в некоторых странах — свыше 75%). Помимо этого, в опасности постоянно находятся жители Африки: в этой части света на каждые 100 тыс. населения приходится 24,1 смерти на дороге, а в европейском регионе этот же показатель составляет 10,3 гибели. Кроме прочего, почти три четверти погибших на дорогах мира оказались мужчинами.