Украинские дороги хотят передать на финансирование местным бюджетам

Эксперт рассказал, что сулит передача дорог местного значения в сферу ответственности соответствующих областных государственных администраций, а также о необходимости распределить часть функций "Укравтодора"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Проект коалиционного соглашения предусматривает передачу дорог местного значения в сферу ответственности соответствующих облгосадминистраций с одновременной передачей им источников финансовых ресурсов.

Как пояснил советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодор"), менеджер группы по реформированию автодорожной отрасли Реанимационного Пакета Реформ Андрей Мартенс, на сегодняшний день основными источниками финансирования является акцизный сбор с нефтепродуктов. По его мнению, передача источника финансирования означает, что мимо государственных должны появиться дополнительные источники финансирования — так называемые местные источники.

"Для того чтобы обеспечить им финансирование, надо уменьшить размер акциза на топливо (которое сейчас составляет около 2,5 грн с литра — ред.) и легализовать рынок топлива, чтобы этот акциз уплачивался в полном объеме. А вместо уменьшенного акциза надо ввести транспортный налог, который бы аккумулировался на счетах местных органов самоуправления, и они могли бы самостоятельно распоряжаться этими средствами", — говорит Мартенс.

Эксперт, ссылаясь на статистические данные, сообщил, что украинцы ежегодно тратят около 10 млн тонн топлива, ежегодно это должно приносить в отрасль не менее 36 млрд грн, не говоря уже о других источниках поступления средств в дорожной статьи бюджета. Учитывая, что в прошлом году в спецфонд было собрано 16-17 млрд грн, то можно утверждать, что 20 млрд приходится на теневой рынок.

Как сообщил Мартенс, порядка 30-36 млрд грн средств может собирать созданный Дорожный фонда за счет акцизов, в добавок порядка 8,5-10 млрд грн средств может собираться за счет местных налогов и сборов.

Эксперт добавляет, что в Коалиционном договоре планируется заложить дополнительные пятипроцентные налоги (алкоголь, табак и топливо). "Скорее всего, в Коалиционном договоре речь идет о том, что эти 5% могут быть направлены на содержание состояния дорог. И если акциз взымается с производителей и трейдеров. То пятипроцентный налог на топливо планируется собирать с розницы (АЗС)", — добавляет Мартенс.

Вместе с тем, согласно документу, обнародованному на сайте партии "Блок Петра Порошенко", планируется разграничение функций заказчика и исполнителя строительства и ремонта дорог. Для этого будет создана на базе ГАК "Автомобильные дороги Украины" региональных компаний и их дальнейшей приватизации.

Как пояснил Мартенс, противоестественно, когда в одной компании — "Укравтодоре" — сосредоточены функции контроля, заказчика и подрядчика. На базе "Автомобильные дороги Украины" должны быть созданы частные компании, должны они создаваться на базе райавтодоров и, таким образом, на территории одной области может образоваться 10-15 конкурирующих частных компаний.

"На сегодняшний день в законодательстве нет четкого определения, что ГАК "Автомобильные дороги Украины" являются государственными предприятиями. 100% собственности в руках государства, но предприятия распоряжаются своим имуществом самостоятельно", — резюмировал советник главы "Укравтодора".