Украинский платежный рынок ожидают масштабные перемены

Украинский платежный рынок ожидают масштабные перемены
Нацбанк намерен гармонизировать с европейским национальное платежное законодательство в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС

Национальный банк начинает масштабную работу по фундаментальному обновлению системы законодательного регулирования украинского рынка платежей и перевода средств. Регулятор намерен гармонизировать с европейским национальное платежное законодательство в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС. Об этом сообщили в пресс-службе Нацбанка.

В частности, речь идет о старте процесса имплементации норм европейской директивы PSD2 (относительно Open Banking) в национальном законодательстве, что усилит конкуренцию на финансовом рынке и будет способствовать инновационному развитию отечественного платежного рынка.

Работа будет проходить с привлечением внешней юридической экспертизы по технической поддержке иностранных доноров.



В частности, Национальный банк планирует:

● ввести ряд новых платежных услуг (финансовых и нефинансовых). Вместо одной услуги по перечислению денежных средств, что существует сегодня, появится восемь новых, в том числе шесть финансовых (внесение средств на платежный счет, снятие/списание средств с платежного счета, перевод средств с платежного счета, перевод средств с платежного счета за счет кредита, эмиссия/эквайринг, денежные переводы) и две нефинансовые (услуга инициирования платежа и услуга предоставления консолидированной информации по платежному счету);

●трансформировать субъектов перевода средств и изменить роли платежных систем, в частности отменить необходимость создания или членства в платежной системе для оказания платежных услуг (услуг по переводу денежных средств). Кроме поставщиков платежных услуг, на рынке должны появиться новые поставщики информационных услуг — инициирование платежа (PISP) и предоставление консолидированной информации по платежным счетам (AISP);

● категоризировать поставщиков платежных услуг — в частности, платежные услуги смогут предоставлять банки, платежные учреждения, учреждения электронных денег, почтовые операторы, государственные учреждения и тому подобное. Также появятся поставщики ограниченных платежных услуг, например, телеком и интернет-операторы, социальные проекты, другое;

● ввести открытый банкинг (безопасный онлайн-доступ к средствам и данным на клиентских счетах для отдельных категорий поставщиков, предоставляющих услуги инициирования платежа и предоставление консолидированной информации по счетам);

● создать новые правила лицензирования и регистрации небанковских учреждений, которые будут предоставлять платежные услуги, а также надзора за ними. Так, речь идет об отмене необходимости предварительного приобретения статуса финучреждения перед обращением в НБУ для получения лицензии: статус финучреждения будет предоставляться одновременно с выдачей лицензии. Лицензия на предоставление платежных услуг будет выдаваться в электронной форме, также в электронной форме будет происходить отчетность и взаимодействие между участниками рынка. Регистрация будет осуществляться через включение информации в единый реестр поставщиков платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры;

● создать новое регулирование в сегменте электронных денег относительно субъектности их эмитентов и обеспечения операций их обращения, а также предоставления права небанковским финансовым учреждениям на эмиссию и эквайринг платежных карточек, выпуск электронных денег, открытие платежных счетов (для целей платежей и расчетов);

●внедрить платежные счета вместе с процедурой обеспечения средств пользователей платежных услуг на таких счетах, а также усиление требований к защите платежных услуг, в частности установление требований по усиленной клиентской аутентификации и безопасного удаленного взаимодействия;

●повысить защиту прав пользователей платежных услуг через установление четких требований к поставщикам относительно их обязанностей, введение лимитов ответственности по неавторизованным операциям и прочее;

●определить роль НБУ как регулятора рынка платежных услуг, наделенного правом контролировать предоставление платежных услуг, организовывать работу с обращениями пользователей услуг, а также правом осуществлять регулирование уровня ставки межбанковской комиссии за карточными платежными операциями и тому подобное).