- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Украинским НПЗ не хотят давать деньги на модернизацию
ПАО "Концерн "Галнафтогаз" изучало возможность покупки Лисичанского НПЗ (ЧАО "ЛИНИК", Луганская обл.), но получил отказ получения кредитов от международных финучреждений, поскольку проекты модернизации украинских НПЗ высокорисковые и нерентабельные. Об этом, выступая на конференции Petroleum Ukraine 2012, заявил вице-президент ПАО "Концерн Галнафтогаз" Юрий Кучабский.
"Галнафтогаз" очень хорошо работает с банками. Мы умеем найти дешевое финансирование, длинное финансирование. Мы обратились сразу в несколько организаций: дадите нам денег купить Лисичанский НПЗ и модернизировать? Нам сказали: ребята, в этом проекте вы не только не сможете вернуть нам кредит, вы не сможете проценты по кредиту выплачивать. Потому что экономики НПЗ нет", — сказал он.
Одна из причин повышенных рисков в подобных проектах — длительность их реализации в условиях слабо прогнозируемого рынка.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Какая главная проблема НПЗ? Их нужно модернизировать, и это очень большие деньги. Продолжительность реализации проекта — это четыре-пять лет. За это время могут поменяться рынки, могут поменяться балансы, дизельное топливо, сжиженный газ, а сейчас еще наступают электромобили. Под такие проекты никто денег не даст", — подчеркнул он.
Кучабский привел пример, что похожие проекты модернизации НПЗ есть у партнера "Галнафтогаза" — Международной финансовой корпорации (IFC), но все они провалились.
"Когда мы говорили с банкирами о финансировании покупки НПЗ, один из наших кредиторов — это американская IFC. Подобных проекты по НПЗ в мире имеет. Из четырех НПЗ в мире, которые они вели, все убыточные и не возвращают деньги", — подчеркнул он.
Кучабский обратил внимание на то, что время для модернизации украинских НПЗ было упущено их собственниками, и добавил, что НПЗ сопредельных государств — Румынии, Беларуси, Литвы начали модернизацию еще до наступления финансового кризиса в условиях доступности значительных денежных ресурсов.
При этом вице-президент "Галнафтогаза" раскритиковал Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, которое видит восстановление украинской нефтепереработки во введении пошлин на импортное топливо.
"Ключевой вопрос в том, что импортировать в Украину — нефть или нефтепродукты? Но импортировать нужно в любом случае. Что выгоднее? Мы в "Галнафтогазе" считали, что с учетом собственной нефти Украине нужно дополнительно 8 млн т нефтепродуктов, либо из импортной нефти, либо готового завезенного топлива. И что получается? Для того чтобы импортировать
8 млн т готовых нефтепродуктов, нужно на $1 млрд меньше, чем купить нефти, чтобы произвести на тех НПЗ, которыми сегодня Украина располагает. Вопрос — зачем? Это частные заводы, маржа там не создается", — заключил он.
По мнению Кучабского, необходимо избегать монополизации рынка. При этом восстановлению нефтепереработки в Украине может, способствовать рост собственной нефтедобычи, но не фискальные меры, которые ухудшат работу большинства участников рынка.
В то же время глава ПИИ "ТНК-Украина" Владислав Жмак подчеркнул, что его компания предложила пакет методов поддержки украинских НПЗ. А также добавил, что "ЛИНИК" до сих пор находится в собственности ТНК-ВР.
"Он еще наш, мы озвучивали несколько раз тезис о том, что у нас несколько покупателей, с которыми мы находимся в активной фазе переговоров. Завод еще не продан, так же как и компания ТНК-ВР пока еще не стала собственностью "Роснефти". Пока деньги еще не были уплачены", — сказал он, добавив, что, возможно, завод будет запущен летом 2013 г.
Напомним, в настоящее время из шести НПЗ страны функционирует только Кременчугский НПЗ. Лисичанский НПЗ остановлен в марте 2012 г., Одесский НПЗ (принадлежит ОАО "ЛУКОЙЛ") простаивает с ноября 2010 г. Херсонский НПЗ (контролируется группой "Континиум") не осуществляет переработку сырья с 2005 г. Технически отсталые Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (контролируются группой "Приват").