Украинским НПЗ не хотят давать деньги на модернизацию

Международные банки не хотят кредитовать модернизацию украинских НПЗ из-за нерентабельности и рисковости мероприятия и длительности реализации таких проектов в условиях слабо прогнозируемого рынка

ПАО "Концерн "Галнафтогаз" изучало возможность покупки Лисичанского НПЗ (ЧАО "ЛИНИК", Луганская обл.), но получил отказ получения кредитов от международных финучреждений, поскольку проекты модернизации украинских НПЗ высокорисковые и нерентабельные. Об этом, выступая на конференции Petroleum Ukraine 2012, заявил вице-президент ПАО "Концерн Галнафтогаз" Юрий Кучабский.

"Галнафтогаз" очень хорошо работает с банками. Мы умеем найти дешевое финансирование, длинное финансирование. Мы обратились сразу в несколько организаций: дадите нам денег купить Лисичанский НПЗ и модернизировать? Нам сказали: ребята, в этом проекте вы не только не сможете вернуть нам кредит, вы не сможете проценты по кредиту выплачивать. Потому что экономики НПЗ нет", — сказал он.

Одна из причин повышенных рисков в подобных проектах — длительность их реализации в условиях слабо прогнозируемого рынка.

"Какая главная проблема НПЗ? Их нужно модернизировать, и это очень большие деньги. Продолжительность реализации проекта — это четыре-пять лет. За это время могут поменяться рынки, могут поменяться балансы, дизельное топливо, сжиженный газ, а сейчас еще наступают электромобили. Под такие проекты никто денег не даст", — подчеркнул он.

Кучабский привел пример, что похожие проекты модернизации НПЗ есть у партнера "Галнафтогаза" — Международной финансовой корпорации (IFC), но все они провалились.

"Когда мы говорили с банкирами о финансировании покупки НПЗ, один из наших кредиторов — это американская IFC. Подобных проекты по НПЗ в мире имеет. Из четырех НПЗ в мире, которые они вели, все убыточные и не возвращают деньги", — подчеркнул он.

Кучабский обратил внимание на то, что время для модернизации украинских НПЗ было упущено их собственниками, и добавил, что НПЗ сопредельных государств — Румынии, Беларуси, Литвы начали модернизацию еще до наступления финансового кризиса в условиях доступности значительных денежных ресурсов.

При этом вице-президент "Галнафтогаза" раскритиковал Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, которое видит восстановление украинской нефтепереработки во введении пошлин на импортное топливо.

"Ключевой вопрос в том, что импортировать в Украину — нефть или нефтепродукты? Но импортировать нужно в любом случае. Что выгоднее? Мы в "Галнафтогазе" считали, что с учетом собственной нефти Украине нужно дополнительно 8 млн т нефтепродуктов, либо из импортной нефти, либо готового завезенного топлива. И что получается? Для того чтобы импортировать
8 млн т готовых нефтепродуктов, нужно на $1 млрд меньше, чем купить нефти, чтобы произвести на тех НПЗ, которыми сегодня Украина располагает. Вопрос — зачем? Это частные заводы, маржа там не создается", — заключил он.

По мнению Кучабского, необходимо избегать монополизации рынка. При этом восстановлению нефтепереработки в Украине может, способствовать рост собственной нефтедобычи, но не фискальные меры, которые ухудшат работу большинства участников рынка.

В то же время глава ПИИ "ТНК-Украина" Владислав Жмак подчеркнул, что его компания предложила пакет методов поддержки украинских НПЗ. А также добавил, что "ЛИНИК" до сих пор находится в собственности ТНК-ВР.

"Он еще наш, мы озвучивали несколько раз тезис о том, что у нас несколько покупателей, с которыми мы находимся в активной фазе переговоров. Завод еще не продан, так же как и компания ТНК-ВР пока еще не стала собственностью "Роснефти". Пока деньги еще не были уплачены", — сказал он, добавив, что, возможно, завод будет запущен летом 2013 г.

Напомним, в настоящее время из шести НПЗ страны функционирует только Кременчугский НПЗ. Лисичанский НПЗ остановлен в марте 2012 г., Одесский НПЗ (принадлежит ОАО "ЛУКОЙЛ") простаивает с ноября 2010 г. Херсонский НПЗ (контролируется группой "Континиум") не осуществляет переработку сырья с 2005 г. Технически отсталые Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (контролируются группой "Приват").