- Категория
- Политика
- Дата публикации
"Укрзализныця" завысила в финплане цены на дизель и электричество, — эксперт
В утвержденном Кабинетом министров финансовом плане АО "Украинская железная дорога" на 2020 год стоимость дизельного топлива и электроэнергии, которые закупает предприятие, существенно выше рыночной.
Об этом в своем блоге на The Page пишет генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак.
Он отмечает, что административные расходы, по сравнению с 2019 годом, выросли на 700 млн грн. При этом впервые в финансовом плане УЗ упоминается понятие "повышение операционной эффективности". Также указывается большой перечень тем и направлений повышения, названия целевых показателей для измерения результатов. Однако в документе, по словам Гусака, нет конкретных цифр и показателей операционной эффективности, а само "повышение" используется, в большей степени, для обоснования расходов на соответствующие консультационные услуги на сумму 72 млн грн.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПри этом на 2020 год "Укрзализныця" запланировала закупку 238 тысяч тонн дизельного топлива по среднегодовой цене 29,1 тысячи грн за тонну (с НДС). Это на 2% выше, чем в прошлом году. Гусак отмечает, что за 7 месяцев 2020 года средняя оптовая цена дизельного топлива в Украине составила меньше 20 тысяч грн за тонну с НДС.
"Приблизительно на таком же уровне цены держатся до сих пор. Планирование закупок по рыночным ценам позволит уменьшить плановые расходы на дизельное топливо на сумму около 2 млрд грн (25%). УЗ может утверждать, что фактически покупает топливо даже ниже среднерыночной цены. В отдельные периоды это может быть правдой. Но огромное превышение плановой цены над рыночной дает возможность в любой момент поднять цены на топливо для УЗ, в том числе и для возможной "коррупционной составляющей", — пишет гендиректор ФРТ.
Отметил он и проблемы с нормой потребления дизельного топлива. В финплане она запланирована на уровне 54 кг. Для сравнения Гусак приводит фактическая удельный расход дизельного топлива в 2018 году в России (28 кг) и Казахстане (23 кг). По его словам, планирование закупки топлива с расчетом нормы потребления в 42 кг и позволит уменьшить плановые расходы еще на 1 млрд грн.
"Далее, в финплане запланирована закупка электроэнергии на сумму 8,4 млрд грн по средней цене 2,15 грн за кВт/ч. Это существенно выше рынка. За 7 месяцев 2020 года средняя стоимость электроэнергии для промышленности составила 1,6-1,7 грн за кВт/ч. Если достаточно консервативно предположить, что цена электроэнергии для промышленности по итогам 2020 года не превысит 1,8 грн за кВт/ч (сейчас она гораздо ниже), то плановые расходы УЗ на электроэнергию можно уменьшить на 1,4 млрд грн", — резюмирует Гусак.
Напомним, что ранее стало известно, что план реструктуризации АО "Укрзализныця" предусматривает его разделение на ряд специализированных, до пяти, вертикалей. В то же время предприятию уже год не удается выделить в отдельную компанию хотя бы пассажирскую вертикаль и перестать ее субсидировать за счет грузоперевозок.