Успеть в последний вагон

Компания Mittal Steel - один из крупнейших, если не самый большой инвестор, который когда-либо вкладывал деньги в Украину. Но, как известно, «одна птица еще не делает весну». Нужно, чтобы пошел массовый поток инвесторов – крупных, средних и даже мелких. Н
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

? Если у крупных появятся какие-то проблемы, то для их представителей всегда  открыты двери Кабинета Министров и президента. Более мелким компаниям приходится решать свои проблемы с чиновниками более низкого ранга – они сталкиваются с районной, городской или областной бюрократией.

И потом, что обозначает развитая инфраструктура и службы? Это не только состояние коммуникаций – дорог, связи или гостиниц, магазинов. Это даже не вопрос, достаточно ли в Киеве заведений со стриптизом… Это, прежде всего, уровень и культура логистики и обслуживания.

В Европе под этим понимают электронную коммуникацию как внутри предприятий, так с ведомствами, банками и т.п. С помощью компьютера можно договориться с коллегами, партнерами, давать указания, осуществлять сделки и заказывать авиа- или железнодорожные билеты, любые товары и с доставкой. Электронная сеть становится таким же рабочим инструментом, как ручка или мобильный телефон.

Это я привожу как пример того, что само качество управления и обслуживания бурно развивается и уже не выражается только качеством телефонной сети и вежливостью работников или обслуживающего персонала, хотя и это важно.

Тем самым я хотел подчеркнуть, что приход иностранных инвесторов нельзя оценивать только по тому, сколько денег они приносят в страну (ведь часть прибыли все равно будут увозить), но и тем, какие новые технологии, новый стиль работы и культуры рабочей среды, новые методы менеджмента, новый уровень повседневной жизни они привносят.

Яркий пример моих слов – приход  немецкого Volkswagen на чешский автомобильный завод «Шкода». Многие вложенные деньги увезли немцы как свои дивиденды. Чешские рабочие и инженеры уже на момент инвестирования имели большой опыт - автомобили на заводе выпускают уже 100 лет. Но как мне пояснял генеральный директор завода Вратислав Кульганек, новая организация деятельности всего предприятия привела к тому, что в несколько раз возросла продуктивность труда. Сейчас она на этой фабрике самая высокая в республике. И вместе с тем, естественно,  заработная плата.

Кроме того, если до прихода Volkswagen на чешском заводе производилось 160 тыс. автомобилей в год, то после - полмиллиона ежегодно. Причем 70% продукции вывозится в 80 стран мира и 80% из экспорта идет на требовательный рынок Западной Европы. Там, где мы продавали раньше 3000 автомобилей в год, например в Великобритании, и где о качестве «Шкоды» было много анекдотов, сейчас продается в 10 раз больше, а качество получает наивысшую оценку. На заводе такой контроль, самоконтроль и высокая дисциплина труда, что брака фактически нет.

Вот что из-за себя представляет иностранный инвестор. Больше того, он дает предприятию свой имидж и позицию в мире. Свою сеть дилеров и сервиса, свой маркетинг и, прежде всего, логистику, о которой еще десять лет тому назад даже студенты экономических школ почти ничего не знали. Правда, автомобиль - не металлопрокат, и все сказанное к «Криворожстали» не полностью относится к этому примеру, хотя многое - да.

Так что стоимость вложенных инвестиций определяется не только 24 млрд. грн., уплаченных Mittal Steel за «Криворожсталь».  Конечно, можно сохранить «семейное серебро», как часто называют традиционные продукты. Можно подсчитывать, что цена за «Криворожсталь» - это прибыль всего за 10 лет и может стоило сохранить комбинат государственным? Во-первых, это неправда. Во-вторых, какова реальная цена, которую нужно заплатить, чтобы  удержать завод на уровне бурного прогресса глобального мира?

Сделать это самим обошлось бы гораздо дороже и в несравнимо более длинный срок. За это время поезд бы ушел гораздо дальше, и мы бы даже не увидели его последнего вагона.