В 2011 году китайского импорта может стать значительно больше

Президент Виктор Янукович заявил, что в этом году товарооборот между Китаем и Украиной может достигнуть $10 млрд. «Дело» решило проанализировать, какие товары Украина экспортирует в Поднебесную, и какие китайские товары завозятся на наш рынок
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В 2010 году, согласно данным Госкомстата, товарооборот между Украиной и Китаем составлял $6,1 млрд. Причем китайских товаров в Украину было ввезено на сумму, которая в 3,6 раза превышала сумму товаров вывезенных из нашей страны в Китай: $4,7 млрд. против $1,3 млрд. Но это не самый большой разрыв показателей экспорта-импорта между странами за последние 5 лет. К примеру, в 2008 году китайцы экспортировали в нашу страну товаров на $5,6 млрд., что более чем в 10 раз превышало сумму нашего экспорта в Китай. Тогда негативное сальдо превышало $5 млрд. И это не учитывая серый импорт китайской продукции, которые, по мнению некоторых экспертов, значительно превышает официальные данные.

В этом году ситуация с товарооборотом между странами пока что соответствует показателям прошлого года. По состоянию на январь-апрель текущего года товарооборот между Китаем и Украиной составил $2,2 млрд. при негативном сальдо – $1,08 млрд. Но учитывая заявления руководителей нашей страны во время визита в Украину председателя Китайской народной республики Ху Цзиньтао, в ближайшее время товарооборот между странами может увеличиться до S10 млрд. Правда, как показывает практика предыдущих лет, вероятно, за счет импорта товаров из Китая.

Машиностроение против текстиля

Анализируя структуру импорта-экспорта между Китаем и Украиной, мы пришли к выводу, что китайцы в основном покупают наше сырье и сложную, высокотехнологическую продукцию. В то же время Украину наполняют мелкие дешевые и не всегда качественные китайские товары. В частности самые востребованные у китайцев украинские товары - турбореактивные, турбовинтовые и другие газотурбинные двигатели (согласно данным Госкомстата в 2010 году в Китай экспортировано этой продукции на $81,7 млн. – ред. «Дело»), гидравлические турбины и дополнительное оборудование к ним. Востребованы в Китае железные и титановые руды, полуфабрикаты из углеродной стали. Не прочь китайцы покупать у Украины необработанные лесоматериалы ($10,2 млн.), нафталин и фенол ($3,3 млн.), а также подсолнечное масло ($3,1 млн.).

Перечень китайских товаров, востребованных в Украине, гораздо шире отечественной продукции, импортируемой Китаем. Мы закупаем у наших азиатских товарищей не только товары отраслей, в которых нам физически сложно конкурировать, но и даже ту продукцию, к производству которой у нас сложилась историческая предрасположенность. В частности мы ввозим из Китая, помимо товаров широкого потребления, неэкзотические продукты питания – яблоки и груши, чеснок, клубнику и землянику, консервированные томаты и другие консервированные овощи и фрукты. Этими продуктами Украина могла бы обеспечивать себя самостоятельно. Пользовались спросом у украинцев и другие китайские продукты питания. Почти на $10 млн. украинцы купили филе мороженой рыбы, на $5,9 млн. - креветок, на $2,8 млн. - моллюсков, на $11,7 млн. - чая, на $15,6 млн. - табака.

Традиционного повышенный спрос – у продукции текстильной промышленности Китая. В 2010 году в Украину завезли ночных рубашек, халатов, нижнего белья, бюстгальтеров на $40 млн.; свитеров, жилеток, джемперов - на $69 млн.; костюмов, пиджаков, брюк, штанов - на $91 млн.; колготок, гольфов, носков - на $76 млн.; обуви - вообще на $360 млн. Не уступала текстилю продукция из кожи. На $72,8 млн. было импортировано за прошлый год китайских кожаных чемоданов, кошельков, сумок, чехлов и футляров.

Популярной продукцией из Китая остаются товары из полимерных материалов, пластмассы и резины. Только полиэфиров и эпоксидных смол в Украину ввезено на $124,9 млн. Автомобильных шин и покрышек - на $33,1 млн. Из Китая много возят и готовой продукции из металла. В прошлом году Украина купила металлических дверей, окон и рам на $45,8 млн.; винтов, гаек, болтов и заклепок - на $38,2 млн.; кухонной посуды - на $19,4 млн.

По-прежнему популярны в Украине китайские бытовые приборы. В 2010 году к нам было завезено компьютерного и офисного оборудования на $76,7 млн., отопительных приборов и приборов для нагрева воды - на $83,3 млн., стиральных машин - на $53,4 млн., кондиционеров и вентиляторов - на $30 млн., кухонных приборов - на $34,4 млн. Также в Украину ввозится очень много китайских игрушек ($82,4 млн.), из которых только кукол на $9,2 млн. Высокий спрос сохраняется на китайское осветительное оборудование ($44,2 млн.) и мебель ($37,6 млн).

Обоюдный интерес

Впрочем, если даже Китай значительно увеличит свой экспорт в нашу страну, Украина от активизации сотрудничества получит свои выгоды.

Результатом визита китайской делегации в Украину стало подписание соглашений и контрактов на общую сумму около $3,5 млрд. Такие данные журналистам озвучил президент Украины Виктор Янукович. Китай готов инвестировать агропромышленный комплекс, в частности, в строительство молочной товарной фермы на 3,3 тыс. голов дойного стада в Черниговской области, а также в проект строительства свинокомплекса с замкнутым циклом производства мощностью 24 тыс. голов в год. Кроме того, китайские партнеры готовы вложить свои средства в строительство солнечных электростанций общей установленной мощностью до 300 МВт на юге Украины и в строительство гидроэлектростанций в Украине, поучаствовать в строительстве парогазовой электростанции в Крыму и реконструкции завода калийных удобрений «Ориана» в Калуше, модернизировать угольную шахту имени Мельникова в Лисичанске (Луганская область). К тому же была достигнута договоренность о предоставлении Китаем кредита в размере $372 млн. для строительства железнодорожной ветки между Киевом и аэропортом «Борисполь» (проект «Воздушный экспресс» – ред. «Дело»).