В ЕБРР не знают, как будут "работать" платные дороги в Украине

В следующем году Украине обещают начать строительство первой концессионной платной дороги, ведущей через Ровно и Львов до польской границы. В ЕБРР, который будет финансировать строительство дороги, не видят пока приемлемых проектов для финансирования

"Укравтодор" объявит конкурс среди инвесторов на строительство первых 85 км — от Львова до польской границы (КПП "Краковец") — давно обещанного скоростного автобана.

Трасса станет продолжением важнейшей автоартерии, соединяющей Европу с Украиной и пролегающей через Берлин, Дрезден, Вроцлав до нашей с поляками границы. На ней можно будет ехать со скоростью до 130 км в час: из Киева до Берлина на машине путь займет 12 часов (сейчас этот путь занимает почти сутки).

Финансировать строительство будут иностранные инвесторы и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Если дорого начнут строить в 2014 году, то, по прогнозам экспертов, поехать по ней мы сможем через два-три года.

Сколько стоит?

Стоит отметить, что разговоры о платной дороге до польской границы ведутся уже больше десяти лет. С той стороны кордона поляки почти завершили свою часть магистрали до Кракова и за следующий год обещают дотянуть оставшийся кусок в 160 км (от Краковца до Тарнува).

Поляки также планировали строить и украинскую часть автобана. "Теперь список потенциальных инвесторов пополнился. Стройкой также заинтересовались итальянская, австрийская, немецкая и китайские компании. Концессионером станет корпорация, которая предложит лучшие условия на конкурсе", — говорит директор экономического департамента Львовской обладминистрации Денис Шмигаль.

В целом отрезок дороги от Ровно до Краковца обойдется в 13 млрд грн. Первая очередь от Краковца до Львова в 84,4 км будет стоить 4,3 млрд грн, вторая очередь Львов-Броды — 79 км и обойдется в 3,9 млрд грн, третья очередь строительства 95 км трассы Броды-Ровно обойдется в 4,8 млрд грн.

Впрочем, есть пару загвоздок. В ЕБРР говорят, что сотрудничать будут, но не видят пока приемлемых проектов для финансирования. Так, пока еще неизвестно, как технически с автомобилистов будут изымать плату за проезд (планируется, что это будет 30 коп./км для легковушки и 1 грн — для грузовика — ред.). Если в Европе через каждые 5 км стоят турникеты, то в Украине на их установку деньги отсутствуют.

Также у людей должна быть возможность свернуть на бесплатную, более "медленную" дорогу. А в Украине хотят починить старые пути, лишая людей выбора, — платить придется всем. "У нас пока нет понимания, как в Украине вообще будут работать концессионные дороги, — сообщил главный специалист пресс-службы ЕБРР Антон Усов. — Кроме того, мы должны получить четкие гарантии выплаты займа, а это зависит от кредитов МВФ и стабильности отечественного бюджета".

Напомним, что в 2014 году "Укравтодор" планирует начать строительство сразу шести платных дорог: "Львов — Краковец", "Львов — Броды", "Броды — Ровно", "Ульяновка — Симферополь" (ч\з Николаев и Херсон), "Одесса — Рени" (с мостовым переходом через Днестровский лиман) и "Днепропетровск — Симферополь" (ч\з Запорожье, Мелитополь и Джанкой). Эти трассы оценивают почти в 71 млрд грн.

Кроме того, хотят строить платную окружную дорогу вокруг Киева. На будущий год запланировали строительство участка от дороги "Киев– Знаменка" до трассы "Киев — Чернигов — Новые Ярыловичи" с мостовым переходом через Днепр.