Венгры протестуют против интернет налога или против власти? — обзор зарубежных СМИ

Уличные протесты в Венгрии, стартовавшие в качестве реакции на попытку правительства ввести интернет-налог, переросли в нечто большее. По новоприобретенной ноябрьской традиции, протестующие начинают задумываться об эффективности действующего правительства

The New York Times на эту тему пишет: "На руководство Венгрии давят, чтобы оно отказалось от планов обложить налогом пользование интернетом, поскольку этот шаг рассматривается как попытка прервать общественные дебаты, ограничивая информацию, не подверженную контролю правым правительством премьер-министра Виктора Орбана".
Десятки тысяч венгров на этой неделе собрались на улицах Будапешта, чтобы протестовать против плана, — пишет издание. Журналисты упоминают слова одного из зачинщиков протестов, бывшего члена венгерской социалистической партии. На минувшей неделе он завел в сети facebook страницу, она и вдохновила граждан страны выйти на массовый митинг. "Это ограничение свободного доступа к интернету и информации", — комментирует Балаш Гуляш. — "Это попытка создать цифровой железный занавес вокруг Венгрии". К среде страница активиста собрала около 230 тысяч подписчиков. Это на порядок больше подписчиков, чем у правящей партии, — комментирует издание. По словам издания, правительство Венгрии отрицает обвинения в попытке ограничить доступ к информации. В правительстве страны считают, что налог на пользование интернетом — естественное расширение налога на телефонную связь, поскольку большая часть коммуникационных потоков перебралась в сеть. Представители правительства уже успели возложить вину за протесты на оппозицию, и заявили, что активисты пытаются замаскировать политическую акцию гражданскими инициативами. Однако Балаш Гуляш по этому поводу отдельно отметил, что инициатива открыть страницу в facebook, которая стала триггером протестного движения, принадлежит исключительно ему.

Al Jazeera пишет: "Митинг вторника, второй за три дня, показал растущее недовольство среди преимущественно молодых граждан в адрес политики премьер-министра Виктора Орбана по централизации власти и усилению роли государства в ущерб частному предпринимательству". По словам журналистов, правительство считает это попыткой уменьшить внешний долг, а сами граждане рассматривают это в качестве намерения ограничить их свободы. Спикеры со стороны протестующих, выступая у здания министерства экономики, призвали Орбана отозвать план по налогообложению интернет провайдеров (700 форинтов или $2.89 за частного абонента и 5 000 форинтов или $20.65 за каждого бизнес абонента ежемесячно). В конце концов, — пишут журналисты, — налог оставили в районе 150 форинтов ($0.62) за гигабайт траффика. Этот план венгерское правительство представило на прошлой неделе, не проконсультировавшись предварительно с промышленными группами и собственными законодателями. Протестующие пообещали продолжить выходить на митинги в нескольких городах страны, а также в нескольких посольствах Венгрии в странах ЕС.

Deutsche Welle поговорили с 26-летним представителем протестующих Даниэлом Майером, студентом из Будапешта, на тему протестов и их причин. На вопрос, как налог на интернет затронет граждан, он ответил: "Мы говорим о максимальной сумме в 2.30 евро в месяц, это ничто. Этот налог не изменит интернет привычки венгров или компаний. Никто не станет читать меньше статей, критически настроенных по отношению к правительству. Ни одна компания не закроется по причине нового интернет налога. Но каждый может почувствовать и, в конце концов, понять, почему это проблема. Вот почему такое количество людей вышло на улицы, из тех, кто никогда ранее не протестовал". По его словам, символическая часть вопроса заключается в том, что интернет принято считать чем-то особенно свободным, не поддающимся контролю или влиянию правительства. "Наши печатные и традиционные СМИ отвратительны, и за них нужно платить. Обычный венгр в возрасте до 50 лет использует интернет для многих вещей, возможно даже больше, чем в западной Европе, поскольку в интернете все свободно и легкодоступно. Потому сейчас венгры боятся, что могут это потерять, или что-то изменится. Для меня проблема не в деньгах, а в принципе, который меня злит", — комментирует активист. По его мнению, налог на интернет отбросит Венгрию на 10-15 лет назад в развитии. Однако новый налоговый план мог стать отвлекающим маневром для венгерских чиновников, учитывая недавний скандал, когда некоторых представителей венгерской власти не пустили в США. Потому, по мнению активистов и демонстрантов, проблема с налогом на интернет идет бок о бок с местным дипломатическим кризисом и авторитарными замашками правительства.

The Economist напоминает, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан получил две трети большинства в парламенте, и всячески демонстрировал пренебрежение к зарубежной критике в адрес своей нелиберальной политики. Тем более неожиданными, по мнению издания, стали протесты, собравшие на улицах Будапешта десятки тысяч активистов. "Впервые за долгое время появились ограничения того, что может предпринять Орбан", — пишет издание. Введение первого в мире налога на интернет было оглашено 22 октября. Планируется, что каждая семья заплатит 150 форинтов, или 62 цента, за гигабайт информации, а это "серьезная сумма для семьи с несколькими смартфонами и ноутбуками в стране, где средняя ежемесячная зарплата составляет $950". После воскресных протестов правительство решило ограничить сумму в пределах $2.90 ежемесячно для одного пользователя и $20 дл компании. Причем этот налог, предполагало правительство, будут платить телекоммуникационные компании, им будет строго запрещено накладывать сумму налога на пользователей. Издание справедливо задается вопросом, каким образом в принципе возможно запретить компании перекладывать оплату этого налога на пользователя. Однако, несмотря на то, что причина протестов в целом ясна, протестующие также дают понять, что причина общественного возмущения — рост авторитаризма со стороны правительства. Что касается европейских чиновников, Европейский Союз также осудил идею введения налога на интернет, назвав ее "частью плана… действий, который ограничил свободы или намеревается взымать плату, не стремясь к более широкому социальному и экономическому интересу".

В целом зарубежные издания сходятся в одном, — интернет налог в Венгрии стал одной из причин, спровоцировавших возмущения, но причиной не единственной. И рост авторитаризма местной власти, и дипломатический кризис, — все вместе стало коктейлем, приведшим к вспышке народного возмущения. Занятно и то, что этот протест — первое из препятствий на жестком, безапелляционном пути популярного премьера Виктора Орбана. Первое, но явно не последнее.