Зачем Михаилу Добкину новая Конституция?

"Фишки" избирательной кампании у каждого свои. Пока другие кандидаты меряются программами, Михаил Добкин пошел дальше — предложил не новую программу, а целую новую Конституцию

Политологи уверены, что причин такого масштабного шага две. Первая — желание выделиться во время президентской гонки. Вторая — довольно радикальным разворотом от традиционной риторики Партии регионов еще раз подчеркнуть, что партия "очистилась", и у нее теперь — новые приоритеты.

Первым важным разворотом стала объединяющая риторика Добкина. Стоит отметить, что кандидата от ПР уже не раз за эту кампанию успели покритиковать за месседж "єдина країна" после не самих объединяющих заявлений, сделанных зимой этого года. Но при ближайшем рассмотрении этого пункта предложенной им Конституции становится понятно, что во многом Добкин остался верен себе — про унитарность он говорит исключительно в сочетании с сильными регионами. "Этим обширным пунктом Партия регионов открещивается от имиджа исключительно "провосточной" политической силы, так как озвучивает многолетние требования представителей местного самоуправления как на востоке, так и на западе Украины — о децентрализации власти", — поясняют политологи.

Собственно, децентрализация — второй большой и действительно тщательно выписанный пункт предлагаемой Добкиным конституции. Для ее реализации регионалы предлагают ликвидировать областные и районные государственные администрации и передать реальную исполнительную власть исполкомам. Согласно концепции, представлять интересы центральной власти на местах должны префектуры, которые будут осуществлять в регионах контроль за выполнением Конституции и законов Украины — функции, которые сейчас сосредоточены у органов прокуратуры.

Кроме того, согласно проекту новой "Конституции от Добкина", регионы должны получить бюджетную автономию, а налоги — распределяться на местах. Настаивает кандидат от ПР и на том, чтобы в новой Конституции была прописана финансовая самостоятельность регионов в вопросах развития и реализации экономических проектов.

"Мы посчитали, что если налоги, предлагаемые Михаилом Добкиным, оставить на местах, бюджет Киева увеличится в четыре раза. Если сегодня он покрывает операционные затраты на образование и здравоохранение, то таким образом две трети своего бюджета Киев сможет потратить на развитие, избавиться от пробок, построить спортивно-культурные центры", — подсчитывает эффект от конституционных инициатив Добкина секретарь президиума политсовета ПР Борис Колесников.

При этом идея о децентрализации власти в концепции регионалов выходит за рамки бюджетной плоскости, затрагивая и гуманитарную сферу.

"Самостоятельная гуманитарная политика позволит территориальным громадам самим принимать решения — какие праздники проводить, какие памятники и кому ставить, какие объекты и какие местные архитектурные ансамбли необходимо восстанавливать в первую очередь", — считает Добкин.

К "реформаторским" заявлениям в предложенной Добкиным Конституции можно также отнести судебную реформу и реформу правоохранительной системы.

В рамках судебной реформы предлагается ликвидация специализированных судов и создание трехуровневой судебной системы на базе судов общей юрисдикции вернет доверие к высшей судебной инстанции — Верховному Суду Украины.

Кроме того, судебная система должна быть закреплена в Конституции с учетом рекомендаций Венецианской комиссии, а новые положения Основного закона должны исключить влияние парламента на судей. Высший совет юстиции в концепции Добкина формируется большей частью из судей. Возрастной ценз для всех судей — 30 лет.

В блоке о реформе правоохранительной системы регионалы частично повторяют ранее обрисованные инициативы: передача функций общего надзора от прокуратуры к префектурам, создание Антикоррупционного бюро под председательством представителя от оппозиции, восстановление доверия к милиции.

Явно чтобы перебить ассоциации Партии регионов с Януковичем, в предложениях появился пункт о закреплении статуса парламентско-президентской республики. Для восстановления баланса между ветвями власти кандидат от ПР предлагает ликвидировать чрезмерные полномочия президента Украины и отдать больше фактической власти выборному органу — парламенту.

Парламентское большинство, согласно концепции регионалов, должно брать на себя ответственность и формировать правительство, а оппозиция — эффективно контролировать действия власти. Руководить Антикоррупционным бюро также должен представитель от оппозиции.

Верен "старым идеалам" Добкин остался в двух пунктах: русский язык — второй государственный, статус Украины — внеблоковый. Политологи считают, что эти два пункта должны быть "опорными" при обращении к базовому электорату ПР, в большинстве своем русскоязычному и достаточно настороженно относящемуся к НАТО.