Закон о перевыборах позволит лишать мандатов всех неугодных депутатов — эксперт

Если до сих пор приведение депутата к присяге являлось гарантией неприкосновенности его мандата, то с недавних пор непреложность этого правила, прописанного в Конституции, поставлена под сомнение

Правительственный законопроект о повторных выборах народных депутатов, предназначенный для проведения перевыборов в проблемных округах, может наделить власть возможностью в любой момент отбирать мандаты у неугодных нардепов. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет обозреватель Сергей Рахманин.

Напомним, что осенью прошлого года ЦИК заявил о невозможности установить результаты парламентских выборов в пяти одномандатных округах (№№94, 132, 194, 197, 223). Вопреки профильному закону, который подобного не предусматривал. На это решение в кабинете главы ЦИК Шаповала дали согласие лидеры трех оппозиционных сил. В итоге Рада не досчиталась пяти штыков, а механизм доизбрания народных избранников в законодательстве отсутствовал. В мае Кабмин решил восполнить этот пробел и подал в парламент проект (как было сказано в заявлении пресс-службы) "закона одноразового действия", в котором была расписана процедура повторных выборов. В том же заявлении указывалось, что решение о непосредственном проведении выборов будет принято ЦИК в течение 15 дней после вступления закона в силу.

Однако близкое знакомство с правительственной инициативой вызвало массу вопросов.

Во-первых, выяснилось, что власть предлагает провести выборы не в пяти, а в семи мажоритарных округах. Это следовало из текста прилагавшейся к законопроекту объяснительной записки.

Как известно, 8 февраля Высший административный суд своим постановлением лишил звания депутатов Александра Домбровского и Павла Балогу, избранных в 11-м и 71-м округах. Решение беспрецедентное, ибо такой способ "отъема" мандатов в Конституции не прописан, и каким образом подобное осуществить, никому не известно. Домбровский и Балога добровольно расставаться с креслами отказались, а Рада за досрочное прекращение их полномочий не голосовала. Формально они остаются депутатами, посещают пленарные заседания, принимают участие в голосовании и на официальном сайте ВР в списке выбывших не значатся.

Таким образом, пишет обозреватель, выяснилось, что власть решила "выдавить" упорствующих из Рады при помощи новых выборов в их округах.

Во-вторых, обнаружилось, что пресс-служба КМ поторопилась назвать правительственную инициативу "законом одноразового действия". Семь мажоритарных округов упоминаются в объяснительной записке, но в самом законопроекте говорится о "некоторых округах".

Кроме того, 15 дней с момента обретения законом силы, в течение которых ЦИК должен принять решение о проведении выборов, фигурируют в заявлении пресс-службы. Но в тексте проекта иная формулировка — "Решение о проведении повторных выборов депутатов принимает Центральная избирательная комиссия".

Из этого следует, что речь идет о законе не одноразового, а многоразового использования. Что депутатам предложили освятить не столько механизм доизбрания депутатского корпуса, сколько инструмент его будущей зачистки. Схема, апробированная ВАСУ в феврале на Балоге и Домбровском, может быть применена неоднократно.

Если до сих пор приведение депутата к присяге являлось гарантией неприкосновенности его мандата, то с недавних пор непреложность этого правила, прописанного в ст. 81 Конституции, поставлена под сомнение.

Создание подобного прецедента будет иметь серьезные последствия. Если через полгода, год, два, три ВАСУ решит, что некий депутат-мажоритарщик был избран нелегитимно, а результаты выборов в его округе установлены недостоверно, то суд вправе лишить подобного нардепа мандата. И это решение будет носить императивный характер.

На основании правительственного законопроекта можно в любой момент провести выборы в любом округе. А поскольку двух депутатов в одной "мажоритарке" быть не может, то полномочия ранее избранного нардепа должны быть прекращены Радой досрочно.