Законна ли национализация и перерегистрация украинской собственности в Крыму — мнение юристов

Самопровозглашенная власть в Крыму уже заявила о планах национализации украинской госсобственности и перерегистрации украинских компаний согласно российскому законодательству. Реально ли это сделать в рамках закона?

События в Крыму развиваются со скоростью звука. Вчера самопровозглашенный первый вице-премьер АРК Рустам Темиргалиев заявил, что все предприятия, расположенные на территории Крымской автономии и находящиеся в государственной собственности Украины, будут национализированы, а вся частная собственность, включая землю, недвижимость, предприятия, будет переоформлена в соответствии с российским законодательством.

Последствия подобного шага могут нанести серьезный урон экономике полуострова и привести к "законодательному хаосу", ведь подобных прецедентов просто не было, заявляют опрошенные Delo.UA юристы.

"Само проведение референдума уже является нелегитимным (нет положений регулирующих местные референдумы), поэтому и дальнейшее переоформление, и изменение правовой позиции в Крыму априори не могут произойти. Но так как у нас в стране сейчас верховенствует беззаконие, то все возможно. На Конституцию никто особо и не смотрит, поэтому последствия могут быть крайне неприятны. Эту ситуацию можно назвать захватом территории", — говорит Родион Ксензенко, директор юридической компании "Лев".

Юристы в один голос говорят о том, что легальных механизмов национализации и перерегистрации прав собственности украинских компаний нет, ведь в законодательстве обеих стран подобные механизмы не прописаны.

"Переоформление украинских прав собственности в Крыму в соответствии с требованиями российского законодательства не урегулировано ни украинским, ни российским законодательством. Нет прямого ответа и в нормативных актах международного характера. Поэтому в первую очередь надо исходить из общих принципов права собственности: неприкосновенность и защита права собственности", — комментирует Иван Герасименко, адвокат, директор компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine.

По мнению Дмитрия Боярчука, директора CASE-Украина, нарушение базового принципа прав собственности влечет за собой хаос. "Зачем бизнесу готовиться к сезону, если через месяц-другой его собственность может перейти к другому? А может кому чья квартира приглянется или ресторан? Если этот процесс начнется, то это будет полномасштабный криминальный передел собственности. Как это проходило в 90-х, мы все помним", — считает эксперт.

Роман Костенко, партнер юридической фирмы "Астерс", отмечает, что многое будет зависеть от того, будут ли признаны Украиной и другими странами крымский референдум и последующие реформы. "Если реформы будут носить односторонний характер, а не основываться на межгосударственном соглашении, то механика переоформления прав, вероятнее всего, будет регулироваться правом РФ, в том числе, возможно, путем принятия специальных законодательных актов", — продолжает Костенко.

Как и перерегистрация прав, переход украинской госсобственности к России законодательством двух стран не урегулирован. "Этот процесс должен быть урегулирован отдельным законом. В Российской Федерации на данный момент такого закона нет. Историческим подтверждение такого развития ситуации может служить национализация большевиками банков в 1917 году, национализация Суэцкого канала Египтом, а также нефтяных скважин и добывающих компаний в Иране", — комментирует Иван Герасименко.