Законопроект об усилении контроля над офшорными операциями рассмотрят в январе

Разработанный Налоговой совместно с PricewaterhousCoupers законопроект о трансфертном ценообразовании будет вынесен на рассмотрение Верховной Радой в январе 2013 года, и в случае принятия, сможет заработать уже с 1 июля 2013 года

"Я думаю, 10 января начнется сессия Верховной Рады, и мы будем выносить законопроект на рассмотрение в первом чтении. Относительно имплементации здесь два варианта: 1 января 2014 года или 1 июля 2013 года. Поэтому будем стараться принять его в первом квартале 2013 года комплексно — в первом и во втором чтении", — сообщил А. Клименко, глава ГНС

Он подчеркнул, что бизнесу предоставляется неделя на ознакомление с документом и внесение предложений к нему, после чего законопроект будет передан в парламент.

"Этот законопроект после обсуждения будет внесен в парламент и, я гарантирую, будет проголосован", — сказал А. Клименко.

Согласно предоставленному законопроекту, кроме внешнеэкономических операций с резидентами стран с низким уровнем налогообложения, ГНС предлагает контролировать операции внутри группы компаний (между связанными лицами). В обоих случаях — если совокупный объем операций с контрагентом превысил 50 млн грн в год.

А. Клименко отметил, что порог в 50 млн грн является пока дискуссионной нормой, хотя и считает ее "достаточно объективной цифрой, которая позволит налоговой важное не упустить, а бизнес —не загрузить какими-то ненужными отчетами".

В свою очередь, представители бизнеса считают, что порог должен быть выше. В частности, как отметила финансовый директор компании "СКМ" Маргарита Поважная, более приемлемым для украинского бизнеса был бы порог в 100 млн грн.

Законопроектом предусматривается необходимость подачи бизнесом отчета о контролируемых операциях и документации о трансфертном ценообразовании по сделкам ежегодно до 1 мая.

Документация будет содержать расширенную информацию о сделках, контрагентах, участвующих в операциях, анализ рисков и обоснование выбора того или иного уровня цен.

За неподачу предусматривается штраф в размере 5% суммы контролируемой операции, а также за неподачу прочей обязательной документации — 100 минимальных зарплат.

Законопроектом вводится новый вид проверки — специальная проверка по ТЦ (трансфертному ценообразованию). Она будет долгосрочная — от шести месяцев до года. При этом налоговая служба не имеет права проверять ценообразование в контролируемых операциях в рамках обычной проверки, однако может проверить, все ли сделки отражены в отчете.

ГНС введет специальную процедуру мониторинга отчетности по трансфертному ценообразованию бизнеса. Налоговое ведомство будет осуществлять контроль трансфертного ценообразования преимущественно в электронной форме, а специальная проверка будет проводиться лишь в том случае, если в предоставленной отчетности будут обнаружены несоответствия или неполная информация.

По запросу ГНС у бизнеса будет возможность в течение 30 дней предоставить дополнительную документацию и разъяснения.

Законопроект детализирует применение предусмотренных ст. 39 Налогового кодекса методов определения цены.

Пока источники информации при определении трансфертного ценообразования законом не определены, они должны быть установлены постановлением Кабинета Министров. Тем не менее, законопроект дает возможность применять и другие источники публичной информации, в случае, если установленные Кабмином являются недостаточными для конкретного предприятия.

Общая сумма дополнительных поступлений в бюджет в результате внедрения механизма трансфертного ценообразования, по мнению А. Клименко, может составить около 20 млрд грн.

"Этот законодательный акт, как мы понимаем, не несет фискального давления на бизнес. Это тезис социальной справедливости. Там где зарабатываются деньги, где есть производительные мощности, там и должна быть уплата налогов", — сказал А. Клименко.