Общество 05 февраля, 16:02

Зам главного архитектора Киева Юрий Таций: Моя цель — политика открытости и диджитализация

Новоназначенный замглавы Департамента градостроительства и архитектуры КГГА рассказал о том, почему вокруг госучреждения столько конфликтов, что нужно менять в его работе и как понизить градус социальной напряженности в строительной сфере

Зам главного архитектора Киева Юрий Таций: Моя цель — политика открытости и диджитализация Зам главного архитектора Киева Юрий Таций: Моя цель — политика открытости и диджитализация
Замглавы Департамента градостроительства КГГА Юрий Таций

Департамент градостроительства и архитектуры КГГА — одно из важнейших учреждений, которое формирует градостроительную политику в Киеве. Именно сюда на первом, предпроектном этапе, обращаются все, кто планирует начинать строительство: и крупные застройщики, и обычные граждане. Мы поговорили с новоназначенным заместителем главы Департамента Юрием Тацием о том, почему вокруг госучреждения столько конфликтов, что нужно менять в его работе и как понизить градус социальной напряженности в строительной сфере. 

Как новоназначенному заместителю главного архитектора Киева какие задачи перед вами поставило руководство города?

- Когда мэр Виталий Кличко принимал решение о моем назначении в Департамент градостроительства и архитектуры, мне была поставлена задача реформировать систему работы, связанную с административными услугами. Речь идет, в первую очередь, о выдаче градостроительных условий и ограничений, строительных паспортов и согласовании проектной документации землеустройства. Это, фактически, "болевая точка" города, ведь каждое наше решение рассматривается буквально сквозь увеличительное стекло и находится под особым контролем профессионального сообщества и общественности. 

Подпишитесь на канал DELO.UA

Моя задача — сделать работу Департамента более публичной, дать возможность представителям общественности и участникам строительного рынка быстро и открыто получать достоверную информацию о нашей работе. Много проблем возникает из-за того, что информацию о принципах и результатах работы Департамента искажают или даже банально не понимают, и это надо менять в корне! Правильная открытая и прозрачная подача информации существенно снижает градус непонимания и конфликтности. Более того, одним из рабочих направлений является перевод документооборота Департамента в электронный вид. Первая амбициозная цель — в течение нескольких месяцев осуществить перевод в электронный вид документации по строительным паспортам, которая на сегодняшний день поступает исключительно в бумажном виде. 

И каковы успехи? 

- Первоочередно обновленная команда Департамента обеспечила проведение профессионального анализа проблематик, и на его основе необходимо определить ключевые показатели эффективности. Уверен, что уже в июне текущего года мы сможем продемонстрировать первые результаты. На данный момент невооруженным глазом видны четыре группы проблем — засилье посредников между заказчиком и Департаментом, искусственно созданные сложности при выдаче стройпаспортов, попытки отвести землю уже после строительства на ней тех или иных объектов и нежелание большинства застройщиков вносить в проекты строительства объекты социальной инфраструктуры. 

На что в первую очередь вы обратили бы внимание? 

- Конечно, на проблему с выдачей строительных паспортов физическим лицам. Она заключается в том, что большинство получателей не имеют профильного архитектурного образования и специальных знаний. И когда они получают отказ с прямой ссылкой на нормы закона, логично, возникает возмущение. Но, как показывает практика, проблема в том, что, как правило, приходят посредники и начинается конфликт, мол, как это так, что нам отказали, ведь мы "учли интересы всех сторон". А Департамент градостроительства не может идти на нарушение законов и подзаконных актов, в том числе, в таких важных вопросах как, например, пожарные нормы. 

Идем дальше. Департамент рассматривает огромное количество землеустроительной документации, которая является фактически следствием узаконивания самовольного строительства тех или иных объектов. Самые распространенные – несоблюдение разных технических норм, необходимых для подобной документации. Не всегда заказчики имеют доступ к информации относительно режимообразующих объектов (планировочные и экологические ограничения, инженерные сети, историко-архитектурные зоны и так далее), что в дальнейшем продуцирует определенные недоразумения на этапе согласований и выдачи документов. 

Еще одна больная тема — самозахваты территорий в так называемых "красных линиях", которые ограничивают застройку от линии дорог. По этому вопросу много споров и дискуссий. Сейчас мы вошли в процедуру консультаций с Департаментом земельных ресурсов и госгеокадастром, обсуждая идею разрешить пользоваться подобной землей до момента, когда она будет востребована городом по назначению. Но у нас есть четкое условие – запретить размещать там любые, даже временные, объекты, а использовать эту территорию исключительно с функционалом, например, для парковки или газона и, в то же время, приносить городу дополнительный доход. 

Много искаженной информации вокруг выдачи градостроительных условий и ограничений — исходные данные, с которых начинается процесс проектирования любых объектов строительства. Самая большая проблема, что проектировщики и застройщики, получившие ГУО, используют лазейки в законодательстве для "вольной трактовки" полученных исходных данных, а наш Департамент лишен прямой функции контроля. Вот так порой и случается, что после завершения строительства жилищного объекта в радиусе доступности нет социальной инфраструктуры — школ, садиков, поликлиник. 

Как задекларированная публичность в работе Департамента поможет вам? 

- Простой пример — часто люди узнают о той или иной стройке уже когда ставят забор, или приезжает строительная техника. Из-за отсутствия открытой информации появляется определенная напряженность. Поэтому считаю, что все этапы работы Департамента градостроительства и архитектуры должны освещаться и быть доступными для общественности.

Любой киевлянин должен иметь возможность зайти на сайт, например, геокадастра или Департамента и, даже не обращаясь с официальным запросом, получить всю необходимую информацию. И неважно о чем идет речь — о жилищном комплексе или о реконструкции квартиры соседа. Для этого необходимо понимание и желание каждого самостоятельно получать доступную информацию. То есть просто нужно обеспечить доступ к информации и убедить людей, что она действительно достоверна и воспользоваться ею не составляет большого труда.  

Возможно, имеет смысл говорить о создании единой системы градостроительной информации с открытым доступом?

- Рано или поздно мы к этому должны прийти, и такая система объединит базы данных разных государственных и городских учреждений. На данном этапе, считаю важным сделать максимально открытой и доступной информацию о том или ином объекте строительства в Киеве. Или, например, непонятно почему до сих пор не практикуем открытые договоренности между заказчиком и госорганом относительно обнародования максимально возможных данных о строительстве, которые не являются коммерческой тайной? Прямой законодательной нормы, которая разрешает нам требовать эту информацию нет, но застройщик должен понимать, что такая публичность в его интересах, она уменьшит риски возможных конфликтов с общественностью еще до этапа начала стройки. 

Существуют ли сегодня у Департамента инструменты мониторинга ситуации в столице?

- Градостроительный мониторинг является частью градостроительного кадастра. Он помогает отследить все изменения в градостроительной деятельности города. На основании этой информации городской и государственной властью принимается ряд решений, например, разработка Детальных планов территорий, зонингов, Генерального плана развития города, контроль выполнения градостроительных условий, строительство новых садиков и школ, развитие транспортной сети и так далее. Имея актуальные исходные данные, мы можем разрабатывать качественную документацию, а если данные устаревшие, документация не будет отвечать требованиям муниципальной власти и жителей города.

К сожалению, сегодня градостроительный мониторинг фактически не ведется. Ведь для этого нужно детально изучить проблематику и вычленить, какие факторы наиболее негативно на нее (проблематику — Delo.ua) влияют. Исходя из этого, определить приоритеты первоочередные и второстепенные, а потом — принимать дальнейшие решения и пошагово двигаться от пункта к пункту, проверяя качество выполнения предыдущих задач. Следствием этого станет ведение полноценного мониторинга и наличие актуальных данных для принятия управленческих решений, необходимых городу. 

Кстати, в вопросе формирования кадастра нужно обязательно учесть европейский опыт. В 1999 году Европейская комиссия, которая занимается пространственным планированием, постановила создать на территории Евросоюза многоцелевой кадастр. Проанализировав все существующие кадастровые системы, они поняли, что их различия сводят к нулю эффективность. Поэтому было решено объединить различные отраслевые кадастры в единый многоцелевой кадастр. Но спустя 12-13 лет, было принято решение идти далее и переходить к системе геопространственного моделирования. Поэтому нам тоже стоит над этим задуматься. Ведь кадастр — это система регистрации и база данных, которая не позволяет получать качественную аналитику.

Современный уровень — это возможность аналитики, на основе которой можно делать геопространсвенное моделирование. Например, делать пересчет земельного налога в автоматическом режиме. Просто правильно настроить систему и внести туда необходимые данные. В Департаменте градостроительства и архитектуры много данных, которые непосредственно влияют на нормативную оценку земли и они сегодня не учитываются. Например, построили дорогу или школу, это отображено в нашей документации, но неизвестно земельным органам. Быстрый и качественный обмен информацией между госучреждениями уменьшит возможности лавирования при принятии решений, позитивно повлияет на их качество, усилит общественный контроль. 

У нас же возникла парадоксальная ситуация. В 2011 году появилась норма, по которой градостроительный кадастр создается на базе государственного земельного кадастра. Но до сих пор они не взаимодействуют! 

Вы говорили о большом количестве проблем в процессе выдачи стройпаспортов. Почему так происходит и какого характера эти нарушения?

- Раз в квартал ГАСИ проверяет нашу деятельность. В случае нарушений отменяют выдачу градостроительных условий и ограничений или строительных паспортов. Еще не так давно по результатам таких проверок аннулировалось до 20% стройпаспортов. В основном из-за нарушений тех или иных норм. В первую очередь речь идет о пожарных разрывах между зданиями, которые определяют класс их огнестойкости. Как правило, люди доверяют архитекторам, которые делают эскизные намерения застройки, а на практике не всегда исполняют работу качественно. Заказчик же, подписывая эти намерения, берет на себя ответственность за достоверность данных.

При проверке со стороны органов госархстройконтроля оказывается, что не всегда эта информация отвечает действительности. Наша же задача, проанализировав поданные заказчиком эскизные намерения, определить, отвечают ли они градостроительным нормам, функции проверки достоверности данных у Департамента нет. Поэтому сейчас наша задача — максимально полно информировать людей об их ответственности и последствиях предоставления недостоверных данных, чтобы свести к минимуму количество таких нарушений. 

Как правило, заказчики не хотят разбираться в градостроительных требованиях, а качество нанятых ими специалистов оставляет желать лучшего. Еще в 2015 году законодатели переложили ответственность за выполнение строительных норм на заказчика, архитектора, который отвечает за это собственным сертификатом, главного инженера. Департамент после выдачи градостроительных условий или стройпаспорта не влияет и не может контролировать то, что на самом деле происходит на строительной площадке, эти функции осуществляет ГАСИ. На практике только в единичных случаях архитекторов, которые систематически игнорируют градостроительные нормы при проектировании, лишают сертификата. Это способствует увеличению количества нарушений. 

Мой подход заключается в том, чтобы максимально информировать человека о его ошибках в документации и дать совет, как их исправить. Именно в таком формате должен работать Департамент, и тогда к нему не будет претензий в предвзятости или некомпетентности. 

Как собираетесь решать проблему посредников?

- Заказчиков, которые напрямую подают документы — единицы. В основном мы имеем дело с посредниками. Моя задача создать настолько простые и понятные условия работы, чтобы сами заказчики строительства отказались от услуг посредников. Для достижения этой цели необходима диджитализация, о которой так много сегодня говорят. Когда любой заказчик, имея идентифицирующий ключ, подает документы через электронный кабинет, а госорган таким же образом предоставляет обратный ответ.

Технически существуют все возможности это сделать. В таком случае необходимость в посредниках отпадет сама собой. Мы получим возможность оказывать гражданам услуги на современном уровне без коррупционных рисков и с высоким качеством. Ведь конечная цель работы нашего Департамента — сделать Киев развивающимся городом, но, одновременно, комфортным, где каждый киевлянин может рассчитывать на эффективное взаимодействие с муниципальной властью.

Беседовал Дмитрий Филипенко, специально для Delo.ua

Загрузка...
Новое видео
Катерина Рожкова, НБУ: о кредитовании, страховании и экономике Украины
Загрузка...