Занимательная социология

Накануне досрочных парламентских выборов социологи предлагают опросы на любой вкус. При этом результаты таких исследований часто отличаются друг от друга на десятки процентов

досрочных парламентских выборов социологи предлагают опросы на любой вкус. При этом результаты таких исследований часто отличаются друг от друга на десятки процентов

Вчера Центр им. Разумкова опубликовал последние данные соцопроса о том, за кого будут голосовать украинцы на досрочных парламентских выборах. Его данные заставляют задуматься Блок «Наша Украина» о том, с кем идти на выборы. Ведь со спикером Верховной Рады Арсением Яценюком они набирают практически в два раза больше голосов, чем без него. В целом же результаты ведущих социологических компаний об электоральных предпочтениях украинцев отличаются незначительно.

Против всех

Центр им. Разумкова опросил 10 865 респондентов, проведя разделение по основным социально-демографическим показателям, и заявил погрешность в 1%. Ранее «ФОМ-Украина» с аналогичным вопросом опросил 2 тысячи респондентов в 160 населенных пунктах страны. Погрешность составила 2,2%. Киевский международный институт социологии (КМИС), опубликовавший свой опрос в субботу, опросил 2034 респондента во всех регионах страны, и погрешность составила 2,4%.

Сравнивая результаты опросов, можно сразу отметить, что у респондентов Центра им. Разумкова были наименьшие затруднения с ответом (6,8% против 15% и 16,9% у «ФОМ» и КМИС соответственно). У него же наименьшее количество «отказников», которые либо вообще не пойдут на выборы, либо будут голосовать против всех (5,5% против 32% и 42,7% у «ФОМ» и КМИС). Это объясняется тем, что Центр им. Разумкова предлагал респондентам более разнообразные варианты выбора. Если же рассматривать пропорциональное соотношение сил, то большой разницы в опросах трех служб нет.

По мнению Александра Вишняка, завотделом социологической политики института социологии Национальной академии наук (НАНУ) и руководителя службы Ukraine Sociology Service, нельзя полностью доверять данным ни одной из существующих социологических служб. «Если совпадают данные двух-трех из шести реально существующих соцслужб, то только тогда они близки к реальности», — считает он. В НАНУ таковыми считают Киевский международный институт социологии, Центр им. Разумкова, Ukraine Sociology Service, фирму «Социс», Researching Branding Group и «ФОМ-Украина».

Соцопрос дорожает

Зачастую перед выборами как грибы появляются неизвестные социологические компании, которые на самом деле придумывают соцопросы. Об этом говорит и тот факт, что проведение соцопроса обходится в несколько тысяч долларов. По данным Александра Вишняка, в этом году соцопросы подорожали в среднем на 20%. За стандартное социологическое исследование на 2 тысячи респондентов с анкетой в 50-70 позиций сейчас нужно заплатить 11-15 тысяч долларов.

«По сравнению с прошлым годом сильно выросли транспортные расходы и зарплата анкетерам — с 5 до 10 гривен за одну анкету, — сказал генеральный директор «ФОМ-Украина» Александр Бухалов. — Наша стоимость соцопроса поднялась на 30-40%».


Вопрос "Дела": Каким соцопросам вы верите?

Иван Заец
народный депутат, «НУ — НС»

Есть два вида социологических исследований — заказные и не заказные. Отдельные компании дорожат своим именем и дают качественные результаты. Среди них Центр им. Разумкова и КМИС. Остальные хотят просто заработать денег на выборах.


Михаил Косив
народный депутат, БЮТ

Беда социологов, которые работают в Украине, состоит в том, что они имеют дело с несформировавшимся обществом. К примеру, на один и тот же вопрос, который имеет профессиональную специфику, врачи из Западной и Восточной Украины ответят по-разному. Если взять результаты трех последних выборов в Верховную Раду, то ни одна компания не смогла точно спрогнозировать, сколько процентов наберет БЮТ.

Юрий Мирошниченко
народный депутат, Партия регионов

Вопрос доверия к социсследованиям напоминает мне вопрос доверия к супругу в браке. Ты должен доверять второму человеку, иначе нет смысла вступать в брак. Имея рейтинги, политики должны понимать, какие из их инициатив общество поддерживает, а какие — нет. Но полностью верить ни одному соцопросу нельзя. Все они объективны.

Ярослав Джорджик
народный депутат, «НУ — НС»

Социсследования являются сильным фактором давления на избирателя. Больше всего такого рода технологии использовали во время внеочередных выборов в Киевраду. Есть, конечно, компании, которые дают более-менее правдивые результаты, но таких, к сожалению, очень мало.

Владимир Яворивский
народный депутат, БЮТ

К сожалению, в Украине социологическим исследованиям не сильно доверяют. Все потому, что они себя достаточно часто компрометируют. Огромное количество фактов, когда соцкомпании дают заведомо неверные рейтинги тех или иных партий. При этом есть и компании, которые делают качественные рейтинги. К примеру, Центр им. Разумкова или Лаборатория законодательных инициатив при Киево-Могилянской академии.

Михаил Чечетов
народный депутат, Партия регионов

У нас есть собственные социологические отделы, которые составляют рейтинги, которым мы доверяем. Но это закрытые социсследования. Но многие социсследования в стране проплаченные. Например, сейчас многие рисуют рейтинг Черновецкому в районе 6%. Это просто смешно.