29 октября 2014 в 14:29

Жить по средствам: что делать с 12 млн льготников?

Государство постоянно повышает социальные стандарты и при этом не финансирует их. На сегодняшний день денег на обеспечение всех льгот ни в госбюджете, ни в местных бюджетах нет

Местные советы вновь поднимают вопрос о социальных льготах — он так и не был решен правительством Яценюка, хотя оно и называло себя "камикадзе". Еще в апреле министерство финансов инициировало пересмотр транспортных льгот, но руки у Кабмина, видимо, не дошли.

По данным Минфина, право на льготы в Украине имеет 30% населения, а обеспечение этого права требует ежегодного финансирования в размере 80 млрд. грн при этом в госбюджете на 2014 год на эти нужды предусмотрено всего 8,5 млрд грн. В итоге, льготы ложатся на плечи местных бюджетов. Павел Козырев, мэр города Украинка Киевской области и глава ассоциации малых городов Украины уверяет, что муниципалитеты больше не выдерживают этой громоздкой системы, на ее обеспечение просто нет денег. Важно понимать, что деньги местных общин — это средства, полученные от платы за лицензии, регистрационные сборы, и главное — поступления от налога на доходы физлиц, который платит каждый из нас.

"Правительство повышает стандарты и при этом не финансирует их. Причина понятна — мы постоянно находимся в состоянии выборов. Любой мэр вам скажет — предоставить все льготы невозможно, государство не может выполнять эти обязательства. Нужно найти в себе смелость выйти к людям и сказать все как есть", — говорит Козырев.

В частности, сейчас общины обеспечивают льготы на жилищно-коммунальные услуги и транспорт. По словам Руслана Крамаренко, бывшего замглавы Киевской горадминистрации, только транспортными льготами официально пользуется 12 млн человек, из-за чего местные бюджеты теряют 25-30% средств.

Всех посчитать

Не верится, что каждый третий украинец — нищий, немощный, герой или инвалид. Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований поясняет, что такое огромное количество льготников связано с тем, что у нас не ведется их адекватный учет.

При Омельченко транспортные льготы получили 87 тыс. киевлян. На их обеспечение город тратил 9,5 млн гривень. При Крамаренко была введена "карточка киевлянина", которая давала право на льготный проезд в общественном транспорте. За карточкой обратилось 55 тыс. человек. После этого КГГА провела мониторинг использования карточек. Оказалось, что людей, которые ими пользуются хотя бы раз в месяц — 22 тыс. А когда в метрополитене стали сверять фотографии, их количество еще больше сократилось. Так удалось снизить муниципальные расходы на льготников до 2.3 млн. грн. Этот пример показывает, как можно сэкономить, если просто провести учет.

Либанова подтверждает, что когда ее организация проводила подобные эксперименты в регионах, людей, которые пользуются транспортными льготами оказывалось в пять раз меньше, чем тех, кто имел на эти льготы право и, соответственно, финансирование. Тот же механизм можно применить в сфере медицины, коммунальных услуг и образования. "Речь идет не об отмене льгот. Для начала нужно вычислить реальное количество людей, которые в них нуждается, а потом подумать, что с этим делать дальше", — подводит итог Крамаренко.

За кого мы платим

Существуют льготы, связанные с привилегиями — их получают Герои Украины, герои социалистического труда и кавалеры ордена Трудовой Славы. Есть мнение, что с этими льготниками ничего не поделаешь. Но не исключено, что список героев, где смешались управляющие меткомбинатов, президенты строительных компаний, доярки, митрополиты и неизвестные донецкие писатели, стоит внимательно пересмотреть.

Следующая категория — льготы, связанные с профессиональной деятельностью. Именно эту категорию льгот стоит проанализировать особенно тщательно, считает Либанова — кто их устанавливал, каким образом и по каким причинам. В том числе это касается тех граждан, которые выходят на пенсию по выслуге лет. Не совсем очевидны причины, по которым налоговики, аптекари и эстрадные артисты выходят на пенсию после 20-30 лет работы. Чем так опасен и тяжел их труд?

Есть вопросы и к категории граждан, работающих в условиях, вредных для здоровья. По словам Либановой, большинство из них после выхода на пенсию остается работать на своих прежних местах. "Какой в этом смысл? Если они работают во вредных условиях, здоровее они от выхода на пенсию не станут", — говорит она.

Критерии, по которым условия признаются вредными, тоже должны стать предметом изучения, считает Василий Кострица, бывший руководитель Международной организации труда в Украине. "Перечень вредных условий в последний раз пересматривался в 1994 году. С тех пор изменились технологии производства, используемые материалы, их химический состав. Потому часто люди даже не знают о том, что они работают во "вредных условиях", — констатирует он.

Кроме того, есть еще всевозможные спецпенсии, например, для госслужащих, в том числе депутатов и министров. Предполагается, что они находятся в сложных условиях, так как лишены возможности заниматься бизнесом, а значит, им положены повышенные коэффициенты начисления пенсий, но по факту размер пенсий высших должностных лиц в часто несколько раз превышает месячный доход среднего самозанятого украинца. Кострица отмечает, что этот подход нужно пересмотреть, и, как минимум, не выплачивать им пенсии из фонда социального страхования — пусть это будет прямой статьей затрат бюджета.

Монетизация

По словам Павла Козырева, члены ассоциации малых городов единодушно выступают за то, чтобы за транспортные и жилищно-коммунальные услуги все платили одинаково. А если у кого-то не хватает средств, государство должно выдавать адресную денежную помощь.

Если говорить об услугах ЖКХ, в Украине существует огромный перечень граждан, которые пользуются скидками, обеспеченными государством. В него входят, помимо инвалидов войны, жертв нацистских преследований и ликвидаторов аварии на ЧАЭС, к примеру, пенсионеры СБУ, прокуратуры, МВД и даже налоговой милиции. Многие из этих "доблестных защитников Родины", на весь мир прославили размахом взяточничества, насилия и превышения служебных полномочий свои ведомства, но пользуются после выхода на пенсию (по выслуге лет, напомним) 50% льготой на все коммунальные услуги.

Либанова приводит еще один (но не последний) пример противоречия здравому смыслу: "Пуща Водица — это курорт или зона отчуждения? Почему там строят шикарные коттеджи, но их обитатели считаются чернобыльцами?".

С ветеранами войны и труда, с детьми войны, инвалидами и чернобыльцами тоже не все так просто. У нас повсеместно распространена практика, когда сам ветеран льготами не пользуется, отдавая их детям и внукам, которые, по сути, в них не нуждаются. Достаточно прописать в своей квартире ветерана и хозяйственные расходы на коммуналку существенно снижаются. Не говоря уже о том, что статус чернобыльца или ветерана афганской войны не трудно "купить". Так, еще в прошлом году Союз ветеранов Афганистана заявил, что около трети льготников этой категории никогда не держали в руках оружие.

Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина считает, что единственный способ сократить бездумные траты госбюджета — это сократить количество критериев для получения права на льготы до одного пункта — материального состояния. "Государство, а точнее — налогоплательщики, должны помогать тем, кто не в состоянии себя прокормить. Нужен универсальный критерий — уровень дохода, потому что если у ветерана-афганца есть бизнес — ему льготы не нужны, и когда прокурор выходит на пенсию — он не бедный, ему они тоже не нужны", — считает он. У нас же самые богатые пользуются самыми большими преференциями, тогда как люди, живущие в селах, просто не могут льготами воспользоваться — тот же общественный транспорт или газовое отопление доступны далеко не везде.

Козырев придерживается такого же мнения: "мы должны следовать здравому смыслу и провести монетизацию льгот. Или мы будем помогать тем, кто в этом действительно нуждается, или мы не сможем помочь никому".

Выборы закончились, теперь мы ожидаем формирования нового правительства. Советское наследие приучило граждан к тому, что Украина — это социальное государство, но это понятие у нас очень извращено. А что-то менять — опасно для политического рейтинга. Но дыра в госбюджете Украины скоро достигнет десятков миллиардов, а резать уже, фактически, нечего. Постоянно искать деньги — это не выход. Но хватит ли у нового Кабмина смелости взяться за непопулярные реформы?

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

В Украине могут пересмотреть действующую систему льгот на транспорте
Транспорт 01 октября 2014 в 14:42

В Украине могут пересмотреть действующую систему льгот на транспорте

Федерация работодателей транспорта Украины просит правительство пересмотреть действующую систему льгот на транспорте и перейти к адресной системе предоставления льгот

Переселенцы с Донбасса смогут воспользоваться новыми правами и льготами через два месяца — юрист
Общество 22 октября 2014 в 16:35

Переселенцы с Донбасса смогут воспользоваться новыми правами и льготами через два месяца — юрист

Закон о переселенцах начнет выполняться только после принятия Кабмином определенных актов и госпрограммы. Далее местная власть должна будет выдать справки переселенцам. Поэтому жители Донбасса и Крыма смогут воспользоваться своими правами уже в 2015 году