Главные бизнес-мудрости пятого HR Wisdom Summit

Delo.UA провело пятый юбилейный HR Wisdom Summit. Что важно знать, чтобы эффективно включать команды, правильно оценивать ситуацию и всегда оставаться на острие в следующие 10 лет?

Бизнес-портал Delo.UA (медиакомпания Ekonomika+) провел пятый международный HR Wisdom Summit. В этом году на HR Wisdom Summit доминировала тема будущего. HR-конференция заглянула в будущее и сфокусировалась на новых вызовах для HR в эпоху глобализации, смены парадигм и трансформации ценностей. HR Wisdom Summit попытался ответить на ключевой вопрос — как включать команду в эру diversity, gig-economy и ethics/values shift.

Представляем вам самые интересные мудрости, которые редакция Delo.UA почерпнула на мероприятии.

Сергей Кошман, социальный антрополог, исполнительный директор Aspen Institute в Киеве, рассказал о том, какие характеристики ответственного лидера и почему тип "гуманного лидера" сейчас в приоритете. На примере такси-сервиса Uber рассказал, как в наше время существует иерархия в компании, как не стать подобием СЕО Uber и не потерять человечность вместе с восприятием реальности. Компании стремятся поддерживать политику идентичности, искать баланс управления и гармонию внутри организаций. Сергей уверен, что директора больших компаний должны заботиться не о своих доходах и рейтингах, а работать над собой, учиться быть гуманными лидерами и быть примером для сотрудников. Как показывают исследования, все хотят быть умными и востребованными, пройдя Coursera, но при этом боятся столкнуться с синдромом упущенной выгоды (FOMO). Сергей наводит пример нынешнего поколения активных юзеров, которые, приходя на вечеринку, листают ленту новостей Fb или Instagram, чтобы отыскать новое, интересное мероприятие, теряя связь с действительностью. Антрополог вспоминает слова Сатья Наделла, который привел пример совершенно нового типажа успешного бизнесмена, соединяющего в себе три вещи: такт, правильные инстинкты и хороший вкус. "Это не бегущий по Манхеттену директор компании с ведром кофе и тележкой идей, это в первую очередь человек, который учится быть человеком среди этого зверинца", — подчеркивает Сергей Кошман.

Надежда Сиренко, HRD "Vodafone Украина", поделилась советами, как сохранить ценности компании в эпоху технологий. "Ценности — это основа, на которой мы строим корпоративную культуру, это фундамент и принципы, полагаясь на которые мы ищем людей". Надежда подчеркнула, что все процессы внедрять намного проще, когда у вас есть реальное понимания ценностей, когда компания может похвастаться ценностной историей. "Сделайте так, чтобы деньги не стали главным элементом мотивации. В основе ценностей компании Vodafone: простота, доверие, амбициозность, скорость, сопричастность (вместо вовлеченности). Когда компания столкнулась с изменениями, мы решили сосредоточиться на целях компании, которые отвечали бы на все вопросы не только для сотрудников, но и для клиентов, для всего рынка", — говорит Надежда. По ее словам, в условиях турбулентности нужно уметь быстро находить решения и не бояться отвечать за свои действия, принимать вызовы и искать новые возможности. И это станет ключевыми факторами успеха", — добавляет HRD. Поставьте себе за цель построить команду, которой будут восхищаться не только сотрудники, но и клиенты.

Начальник HR-отдела сети магазинов "Цитрус" Ксения Сергеева, рассказала, где искать и как развивать идейных гиков в ритейле. "В первую очередь, для нас "идейные гики" — это эксперты и профессионалы", — подчеркивает Ксения. Отдел HR для поиска новых сотрудников активно использует соцсети, объявления на рекрутинговых сайтах, а также рекомендации своих сотрудников и хэдхантеров компании. У многих возникает вопрос: "Зачем им так много людей?" Но ответ будет прост. Сеть магазинов следует принципам "индивидуального обслуживания", и каждый клиент, заходя в магазин, должен быть удовлетворен качеством сервиса.

Согласно своим бизнес идеям и целям отдел HR подбирал или соединял ценности и компетенции компании. Для сети магазинов техники главной ценностью являются эмоции. Ксения отмечает, что в компании, безусловно, есть обучения, тренинги, оценка по компетенциям, за которые отвечает "Цитрус Академия", но невозможно создать единый шаблон для всех ситуаций и для всех клиентов. "Никаких скриптов, потому что индивидуальное обслуживание и работа с клиентов без шаблонов — это и есть настоящий пример чистых и искренних эмоций, которых мы и ждем от наших клиентов. Этот опыт является бенефитом для обеих сторон", — добавляет директор HR-отдела.

Тимур Левчук, исполнительный директор ВБО "Точка опоры", во время своего выступления объяснил, почему бизнес равных возможностей должен быть без дискриминации и унижений. Он рассказал об особенностях индекса корпоративного равенства, который дает компаниям возможность развиваться в трех направлениях: равенства женщин и мужчин на рабочем месте; запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности; а также обеспечить права людей с инвалидностью. "Нужно учиться разрушать стереотипы и бороться за свои права. Мы встречали много компаний, которые знают об этих правилах толерантности и штучным путем показывают ее, мол, следуют этим статутам. Эти правила есть, но зачастую никто не хочет распространять информацию среди сотрудников и говорить об этом", — отмечает Тимур. Участие в этом индекса корпоративного равенства может помочь компаниям выйти на новые рынки, повысить уровень доверия среди разных людей и улучшить имидж работодателя. Он отмечает: "Если перед человеком поставить выбор между з/п и комфортной атмосферой коллектива, то чаще всего он выберет второе. А все потому, что человеку нужны человеческие условия работы и среда, где его уважают и понимают".

Марина Диденко, практикующий психолог, соавтор онлайн-курса "Политика недискриминации на рабочем месте", поделилась советами, как преодолеть страхи и стереотипы в рабочей среде. "Дискриминация была и существует по сей день. Ее существует несколько видов, форм и разновидностей, но только из-за того, что у нас такой менталитет и в нашем обществе не принято об этом говорить. Все игнорируют случаи дискриминации и молчат об этом. Когда мы приходим в организации и спрашиваем у них, что они знают о толерантности, то зачастую, они не хотят тратить время и все откладывают на потом", — добавляет Марина. Общество изменилось давно, но люди не готовы или боятся перемен. "Работайте по принципам недискриминации, иначе карма вас догонит", — подчеркивает Марина Диденко.

Экс-HR-партнер компании Wargaming, Михаил Притула, поделился опытом работы с геймерами и рассказал, чему можно научиться у "нетипичных" работников. Когда Михаил Притула пришел в эту организацию, то все HR процессы были среднего уровня. Люди до этого никогда не работали в системных компаниях, и им было не интересно, что происходит в корпоративном мире. Все работало по принципу — "если это существует и это не мешать, то все хорошо и все подходит". "Мой бизнес отличается от других, потому что моя компания занимается разработкой онлайн-игры. Придя на место HR, я столкнулся с картиной, когда от человека не требовали высшего образования, многолетнего опыта, а требовали лишь количество часов в игре и скилы", — отметил Михаил. HR-отдел столкнулся с ситуацией, когда на людей невозможно было повлиять, потому что они не привыкли, что есть HR. "Для 53 % сотрудников не был интересен уровень з/п. В нашем случае HR команда — это группа людей, которая за всех выгребала, создавала процессы, бенефиты и HR партнерство".

Чему научился Михаил Притула, будучи HR-партнером компании Wargaming?

1) Глубоко изучать потребности, не создавать правила, а создавать систему с четкими цифрами и процентными соотношениями. HR — это уже не гуманитарная профессия, здесь уже давно действует консалтинг, аналитика.

2) Изучать Design thinking и полагаться на отзывы клиентов, сотрудников, руководства. И всегда работать над собой.

3) Лидерству, умению уходить на задний план. Нужно присматриваться к кросфункционалам.

Не нужно изобретать велосипед, когда уже есть всемирно принятые, откатанные системы, которые показывают результат и являются успешными решениями для компаний.

Тарас Полищук, партнер TalentEquityVentures, ведущий международный эксперт в области HR-технологий и инновационных решений в HR сфере, объяснил присутствующим, почему не стоит бояться People Analytics. "Технологии HR сделали новый эволюционный шаг, который расширил процессы рекрутинга, управления талантами, обучения и развития. Появились точечные решения, которые делают HR более эффективным. Появилась интеграция и стык технологий цифрового управления и HR. Есть колоссальное количество систем и примеров для внедрения процессов. И только когда реализована интеграция, тогда можно говорить об People Analytics, цифре в HR единой и актуальной системы координат для всех процессов. Внутри должна быть стандартизация. Есть разные системы для хранения данных, и они интегрированы в одно цифровое хранилище, с которого можно вытаскивать информацию. А если вы это опускаете, то теряете обратную связь, технологии и данные", — объясняет Тарас.

Тарас советует выбирать системы согласно данным вашей компании, ведь для каждой организации одни и те же кейсы работают по-разному и данные каждой компании уникальны. "Как это внедрить? Нарисуйте карту HR технологий. Посмотрите, как вы можете лучше управлять и применять технологии. Используя современные технологии анализа HR-данных, можно прогнозировать и предотвращать ряд вещей внутри вашей организации", — подчеркнул он.

HRD "1+1 Media", Лариса Брувер, развеяла миф о сложности использования big data и порекомендовала, как лучше использовать цифру в HR.

"Все говорят, что HR меняется, что появилось больше бизнес-задач, но это всего лишь big data. Пугающее сочетание слов — всего лишь термин, который каждый использует и понимает по-своему. Фокус всей этой аналитики в том, что мы можем предвидеть закономерности, которые невидимые", — говорит Лариса. Благодаря big data, у HR появляются новые возможность по-новому смотреть на те же проблемы. В операционном HR поменялось мало, ведь фундаментальные изменения происходят на стратегическом уровне. Есть системы, CRM, HRIS, соцсети и программы, которые сопровождают и накапливают информацию о кандидатах или сотрудниках. Есть масса инструментов, которые анализирует и определяет будущих сотрудников. "Управление талантами — это сектор, где big data используется активно. Когда вам говорят о big data, думайте о том, какие паттерны и тренды, не видимые невооруженным глазом, эти данные помогут найти и как их использовать. А начинать нужно с правильных вопросов и пилотных проектов", — отмечает HRD "1+1 Media".

Мария Текуч, HR business partner rabota.ua, поделилась советами, как найти подход к поколениям X и Y в рабочей среде в условиях Gig economy. Мария поделилась данными по украинскому рынку в сфере частичной занятости сотрудников. Согласно результатам опроса "Работали ли вы на фрилансе?", 35% людей регулярно работают на таких основах и именно фриланс является основным источником дохода. Мария также развеяла мифы о трудностях управления различными поколениями, акцентировав внимание HR-руководителей на том, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого и быть примером для своих сотрудников.

Больше фото с HR Wisdom Summit можно найти на страничке саммита в ФБ

Благодарим партнеров, которые помогли нам сделать мероприятие не только полезным и интересным, но и наполнили его атмосферой и настроением. Нас поддержали Vodafone Ukraine, Boyden, rabota.ua, уютные отели Отель City Holiday Resort & SPA и Жить.Здесь_Live.Here, кофе-партнер Jacobs Douwe Egberts, кондитерский партнер Пуща Конгресс-отель, вкусные партнеры Ping-Pong, Fred&Fresh, ТМ Bandinelli, beauty-партнер G.Bar Киев, сувенирный партнер Art-berloga, медиапартнеры: РБК Украина, Фокус.ua, MMR, WoMo.ua, WiFi BAR. До встречи в следующем году!