Итоги вступительной кампании 2017 года: сбои электронной системы и непонятные коэффициенты

Вступительная кампания 2017 года подходит к концу. Какими главными нововведениями и провалами она запомнилась?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вступительная кампания 2017 году подошла к концу. 1 августа были обнародованы списки поступивших на бюджет абитуриентов. В этом году вступительная кампания выдалась особенной. К примеру, было решено полностью перейти на электронную подачу документов, были добавлены новые коэффициенты и вступили в силу новые привилегии для студентов с оккупированных территорий. К сожалению, как часто бывает в Украине, систему подачи заявок перед запуском так и не довели до ума.

Ошибки системы

В этом году будущие студенты должны были подавать заявления в вузы исключительно в электронной форме. Все необходимые документы подавались через личный электронный кабинет на сайте http://ez.osvitavsim.org.ua.

Но, как и в предыдущие годы, электронная система не оправдала ожиданий. Единая государственная электронная база по вопросам образования (ЕГЭБО) была создана дабы разгрузить приемные комиссии в учебных заведениях и упростить процесс падали документов, но не сложилось.

В первый же день работы система "легла" и не работала несколько дней. В дальнейшем электронная подача документов сопровождалась постоянными сбоями. Абитуриенты постоянно жаловались, что сайт плохо работает, долго грузиться или вообще не открывается. В один день из единой электронной базы данных, куда абитуриенты загружали свои заявки, исчезли приблизительно 40 тыс. заявлений. Таким образом, они стали заложниками ситуации, так как повторно не могли зарегистрироваться и подать свои документы в выбранные вузы.

Одной из основных причин "провала" работы электронной системы, можно смело назвать некачественное программное обеспечения, с чем соглашаются и в Минобразования.

ЕГЭБО существует с 2010-2011 года, но в конце прошлого года было принято решение "обновить" ее. Был объявлен тендер, который выиграл Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий (далее ЧАО "НИИ ПИТ") в конце 2016 года.

Согнано данным, размещенным в электронной системе "Прозорро", на разработку проекта у победителей тендера ушло лишь 11 дней. За это время было потрачено 9 млн грн бюджетных средств.

Согласно пресс-релизу организации, за это короткое время им удалось постностью переустановить программное обеспечение, усовершенствовать и протестировать работу системы.

По словам главы департамента высшего образования МОН Олега Шарова, в предыдущие годы Единая государственная электронная база работала со старым программным обеспечением, которое принадлежало частным лицам, не контролировалось государством. В результате, каждый шаг нужно было согласовывать.

"В прошлом году было принято решение, что эта система должна быть в госсобственности и дорабатываться в соответствии с потребностями государства. Поэтому мы объявили тендерные торги, но со временем поняли, что запустили этот конкурс слишком поздно. Времени для нормальной промышленно-исследовательской эксплуатации не хватило", — пояснил Олег Шаров.

Егор Стадный, аналитик центра CEDOS, поддерживает идею внедрения ЕГЭБО, однако, критикует техническую реализацию задумки. "У меня очень много вопросов к проведению тендера. Глядя на условия конкурса, можно сделать вывод, что для того, чтобы его выиграть, достаточно дружить с правильными людьми". Поскольку конкурс объявили слишком поздно, далеко не все компании смогли принять в нем участие. Кроме того, глава ЧАО "НИИ ПИТ" является советником министра Лилии Гриневич, что также вызывает много вопросов.

Второй проблемой в работе системы называют большую нагрузку на сайт во время регистрации абитуриентов.

"Были попытки нормализировать систему в ходе вступительной кампании. Основная проблема — ее неготовность. Если бы министерство отложило начало вступительной кампании на несколько дней и использовало их для доработки программного обеспечения, то многих проблем удалось бы избежать", — отмечает координатор образовательной сети "ОПОРА" Наталия Радыш.

Новые правила: введение коэффициентов и привилегий

По сравнению с 2016 годом несколько изменились условия подачи документов. В частности, абитуриенты могли подать лишь 9 заявлений на 4 специальности. В прошлом году можно было подать 15 заявлений на те же 4 специальности.

Министерство также ввело систему приоритетов, где 1 означала самый высокий, а 9 — самый низкий балл преимуществ. Зачисление на бюджет начиналось с университета с наивысшим приоритетом. Если баллов не хватало — абитуриент поступал в вуз с более низким приоритетом.

Конкурсный балл, на основании которого зачисляли абитуриентов на бюджет, имел несколько составляющих: балл сертификата ВНО, средний балл аттестата, балл за конкурс творческих или физических способностей.

Также в этом году впервые внедрили систему коэффициентов, которые могли повысить шансы на вступление. Это региональный, отраслевой и сельский коэффициент.

"ВНО было введено для того, что бы на независимом и равном уровне оценить знание всех выпускников, а с этими коэффициентами финальный балл ставится под знак вопроса", — резонно отмечает Наталия Радыш.

"Все эти коэффициенты, по сути, новый вид льгот, который несет огромные угрозы. Мы можем безосновательно искривить траекторию поступающих и конкуренцию между ними", — считает Егор Стадный.

Наталия Радыш отмечает крайне плохую коммуникацию с абитуриентами со стороны министерства.

"Абитуриенты не до конца поняли, как пользоваться системой. Как результат, присваивали себе коэффициенты и дополнительные баллы. Это привело к недостоверности данных. О таких вещах нужно было информировать с самого начала, потому что школьники действовали интуитивно, а не по правилам ЕГЭБО. Недостаток информации привел к панике среди школьников", — добавила она.

Как начислялись коэффициенты?

Сельский коэффициент. Финальный балл абитуриентов из сельских школ умножался на 1,02. Если школьник учился в городской школе, то его конкурсный балл умножался на коэффициент 1.

Министерство зафиксировало сотни случаев , когда приемная комиссия необоснованно присваивала абитуриенту "сельский коэффициент". Ряду школьников с городов Киева, Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Чернигова был начислен сельский коэффициент, несмотря на то, что они учились в крупных городах.

"Это хорошая инициатива, но ее нужно дорабатывать. Больше всего вопросов возникло с тем, как и кому начислялись дополнительные баллы. К нам обращались абитуриенты, которые не понимали, почему так происходит и есть ли у них право на дополнительные баллы", — говорит Наталия Радыш.

Отраслевой коэффициент. Министерством было принято решение ввести отраслевой коэффициент, который призван мотивировать абитуриентов поступать на непопулярные инженерные и естественные специальности. Список этих специальностей был на сайте министерства.

Региональный коэффициент был введен для того, чтобы будущее студенты рассматривали учебные заведения не только в городах-миллионниках, но и региональных вузах вблизи от дома. Например, региональный коэффициент для киевских вузов — 1. Для Львова, Днепра, Одессы и Харькова — 1,01. Для вузов Донецкой и Луганской области — 1,03. Для остальных украинских городов — 1,02.

По словам Егора Стадного, от регионального коэффициента выиграли скорее региональные вузы, чем сами абитуриенты. Чем больше абитуриентов с высокими баллами подавалось в вуз, тем больше денег он получал из госбюджета.

Это стало возможным благодаря еще одной инновации министерства — деньги начали "ходить" за талантливыми абитуриентами. Если в прошлом году вуз полностью выполнил госзаказ и привлек абитуриентов с высокими баллами, то в этом году смог увеличить количество бюджетных мест на 10%.

Егор Стадный считает, что это нововведение должно положительно повлиять на вузы. "Уровень подготовки абитуриентов, как и качество преподавания в вузах падает. Учебные заведения должны сделать выводы, улучшить преподавательский состав, дабы привлечь лучших абитуриентов. Многие увольнять преподавателей не хотят, как и объединяться с другими учебными заведениями", — отмечает Стадный.

Порядок подачи документов и получения льгот при поступлении для детей участников АТО, переселенцев из Крыма и Донбасса, детей-сирот и инвалидов сохранился.

Если абитуриент-переселенец не имел сертификата ВНО или баллы были очень низкие, он мог обратиться в образовательные центры "Крым-Украина" или "Донбасс-Украина". На базе этих центров школьники должны были сдать 2 госэкзамена и один вступительный экзамен, который определял вуз.

Через центры "Крым-Украина" абитуриенты могли поступить в 12 вузов юга Украины. Через центр "Донбасс-Украина" — в перемещенные вузы, а также вузы Луганской и Донецкой области (26 вузов).

Самые популярные вузы

По данным портала osvita.ua, в Украине сейчас насчитывается 433 вуза. Всего в этом году заявки подало 511 тыс. абитуриентов. Как сообщает сайт Кабмина, за счет госбюджета в этом году будет обучаться более 212,3 тыс. человек (на дневной форме обучения — 189,7 тыс. человек). Это значительно меньше, нежели в 2016 году (тогда госзаказ составлял 350 тыс.).

В тройке-фаворитов среди абитуриентов — Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (58 574 заявления), Львовский национальный университет имени Ивана Франко (48 878) и Национальный университет "Львовская политехника" (47 348).

Самыми популярными среди абитуриентов остаются экономические специальности. Популярностью также пользовалось право, туризм, международные отношения и ИТ.

Подводя итог, стоит отметить, что нынешняя вступительная кампания была, пожалуй, одной из самых сложных за время существования системы подачи электронных заявлений. Министерство образования должно сделать выводы и привлечь к разработке системы профессионалов, ведь в заложниках непрофессионализма чиновников оказываются сотни тысяч школьников и их родителей.