Как бороться со стрессом у сотрудников

Влада Березянская, кандидат в сертифицированные транзактные аналитики в области психотерапии, о том, как бороться HR-у со стрессом у сотрудников и нужно ли это делать
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Недавно увидела, как ребенок шести лет упал в бассейн. Было видно, что он не умеет плавать. Он бил отчаянно руками под водой, но все больше тонул. К счастью, сотрудник отеля успел его вытащить из воды и отдать маме. Глаза у малыша испуганные, он плачет, мама взволнована и пытается его успокоить. Почему-то эта ситуация напомнила мне бизнес сегодня. Когда люди находятся в стрессе, они не понимают, что с ними происходит, отчаянно пытаются сами себя вытолкнуть из него, но все больше погружаются в дистресс.

И вот я хочу спросить, нужно ли учить своих сотрудников плавать и выплывать из океана стресса и чья это задача? На мой взгляд, это задача хорошего инструктора, которым на предприятии является НR-специалист: у него есть профессиональные навыки, как это делать и как помочь утопающему спасти себя. Или группа подготовленных специалистов, среди которых есть психолог.

Состояние, в котором сейчас оказалось население Украины, оценивается психологами как травматичное. Уже более года в нашей стране раз за разом происходят стрессовые ситуации, на которые повлиять практически невозможно. И если с единичной стрессовой ситуацией справиться еще возможно без тяжелых последствий, то ситуации постоянного стресса будут влиять на жизнь человека, снижая качество его жизни и, конечно, работоспособность.

Мои клиенты часто озвучивают то, что их беспокоит, и это звучит так:

  • "Я не могу работать. Я постоянно думаю о своем будущем, своей семье".
  • "Что будет с моим домом и работой?"
  • "Попаду ли я под очередную мобилизацию? Кто будет заботиться о моей семье? Выживу ли я?"
  • "Будут ли бомбить города? Кто меня сможет защитить, если все мужчины будут воевать?"
  • "Кто мне поможет с детьми, если мужа заберут?"
  • "Как я буду жить, если моего сына убьют? Что нам делать?"
  • "Я не могу уснуть. Утром на работу, и на работе я просто сплю".
  • "Меня уже ничего давно не радует, я ничего не хочу".
  • "Я чувствую много тревоги и страха".

Таких вопросов очень много, особенно в последнее время.

Каждый раз, когда мне задают такие вопросы, я пониманию, что на работе не создается пространство для решения этих вопросов. Но ведь состояние человека напрямую влияет на его производительность. Чем хуже состояние, тем ниже КПД. Руководители и HR-отдел вместо того, чтобы разобраться, что происходит с людьми, начинают проводить тренинги на мотивацию, повышение работоспособности или тайм-менеджменту. Результата нет или он еще хуже, чем до тренинга.

Поэтому важно замечать, а не игнорировать проблему. Представьте себе, что у каждого из нас есть батарейка, и с каждым днем в таком стрессе заряд падает, и ни один тренинг не поможет восстановить заряд, если не найти правильную подзарядку.

Так что же может быть правильным решением в такой ситуации?

  1. Объяснить сотрудникам, что с ними происходит. Объяснить, что такое стресс, травма, и дать понять, что каждый человек в жизни проходит через это. Оказать поддержку и провести разъяснительную работу.
  2. Создать правила борьбы со стрессом, которые может выполнить каждый: правильно и полноценно питаться, спать не менее 8 часов в сутки и минимум час проводить на свежем воздухе. И, вместо того, чтобы задерживать сотрудников на работе, следить за тем, чтобы все уходили вовремя, максимум с задержкой в час. Таким образом, даже на физическом уровне вы сможете дать возможность сотрудникам восстановиться, и производительность будет повышаться.
  3. Для особенно грустных сотрудников, которые потеряли смысл в жизни, — организовать группы взаимопомощи: например, помогать как волонтеры, собирая вещи; работать в детских домах, в клиниках, где нужна помощь неквалифицированного персонала. Это придаст многим смысл жизни, который они потеряли в своих страхах и тревогах.
  4. Приглашать в компанию профессиональных психологов и специалистов, которые умеют работать со стрессом, чтобы они смогли снизить уровень травматизации и улучшить атмосферу в коллективе.
  5. Компенсировать часть затрат на работу с психологом или психотерапевтом для своих сотрудников. Предварительно проведя разъяснительную работу, что работать с психологом — это нормально. Я для особенно сильных людей объясняю, что если у человека болит живот, он идет к гастроэнтерологу, проводит диагностику организма и пьет таблетки; но почему люди боятся идти к психологу, если болит душа?
  6. Помните, что для своих сотрудников поведение HR-отдела и руководителей является эталоном. Они будут смотреть и повторять все то, что делаете вы. Как ребенок повторяет за мамой, копируя ее поведение.

Поэтому действуйте, поддерживайте — и получите хороший результат в виде повышения прибыли в компании.