Как уволить сотрудника без стресса: шесть правил проведения беседы

Увольнение человека — непростая задача. Некоторые руководители привыкают к таким ситуациям и не реагируют на них, но большинство сложно переживает необходимость уволить сотрудника. Приводим несколько советов, которые помогут снизить градус стресса во время неприятного общения и предотвратят эскалацию конфликта
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие
Будьте честными

Конечно, говорить о том, что сотрудник самый ужасный и некомпетентный человек в компании, что вся работа, которую он выполнял, не стоит и ломаного гроша — слишком жестоко, даже если это и правда. Человек, которого увольняют, уже находится в сложном положении, и такие отзывы руководства его просто добьют.

Может возникнуть соблазн преувеличить правду, сказать полуправду или даже обмануть "во благо", чтобы успокоить человека, потерявшего источник дохода.

Оптимальным вариантом могут быть фразы о том, что он неплохо справлялся со своими задачами, но для роста компании этого не достаточно. Человек, конечно, расстроится из-за потери источника средств, но, хотя бы, не уйдет в депрессию на неопределенный период.

Будьте нейтральными

Важно быть эмоционально нейтральным настолько, насколько вы сможете в такой ситуации. Не стоит быть слишком улыбчивым и доброжелательным, да и холодность с суровым выражением лица не подойдут. Оставайтесь спокойным и приветливым. Вы не должны утешать сотрудника и не пытайтесь это делать. Отпускайте человека с легкостью. Он вернется домой к семье, друзьям, в свою зону комфорта.

Еще раз, быть нейтральным — это не значит быть холодным или надеть "покерное" лицо. Будьте милы, но не слишком дружелюбны.

Будьте чуткими

Быть чутким, а не сочувствующим. Поймите разницу. Когда вы говорите с человеком, которого увольняете, он сердится или расстраивается. Не отворачивайтесь от него. Поймите его состояние и предложите какой-то выход из ситуации. Например, порекомендуйте рекрутинговое агентство, которым руководит ваш хороший знакомый или посоветуйте компанию, в которую сейчас идет набор специалистов его направления. Просто постарайтесь понять человека. Предложите ему любую помощь и ресурсы, которые обычно ваша компания предлагает уходящим сотрудникам.

Будьте решительными

Убедитесь, что ваш тон и формулировки звучат решительно. Когда вы испытываете неуверенность или беспокойство, ваши слова кажутся менее определенными и дают человеку пространство для маневра, чтобы начать спорить и отстаивать свою правоту. Конечно, далеко не факт, что его попытки увенчаются успехом, но не очень приятная беседа может затянуться и окончиться скандалом.

Действуйте сразу

Не ищите способ отложить неприятный разговор. Чем больше вы будете откладывать, тем сложнее его будет начать. Эта ситуация вызовет беспокойство у сотрудника. Некоторые исследования говорят о том, что человек заранее знает, когда его собираются уволить. Откладывание разговора усложняет весь процесс и повышает уровень стресса у всех участников. Как только вы приняли решение, сразу действуйте.

Привлекайте свидетелей

Каждый раз, когда кто-то уходит, все должно делаться с уважением и конфиденциально. Желательно привлекайте кого-то из других руководителей, которые будут выступать в качестве свидетелей. Бывают ситуации, когда увольнение заканчивается разбирательством в суде. Выбирайте человека, который будет выше по рангу, чем тот, которого увольняют. Это снизит уровень смущения и недовольства во время беседы.