Эксклюзив

Почему из 40 тыс. студентов в год лишь 3 тыс. получают работу в IT-секторе

09 октября 2017, 19:00
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Максим Почебут, директор образовательных программ EPAM Systems в Украине, рассказывает о подготовке специалистов для IT-сектора, важности внутренней мотивации и особенности работы со "свитчерами"

Практически все крупные IT-компании, которые работают в Украине, имеют свои внутренние корпоративные университеты или программы подготовки. Основная задача таких программ — подготовить новое поколение инженеров, ведь государственные классические университеты не всегда справляются с этой задачей. Для нас корпоративная образовательная программа — это не краткосрочный проект — это полноценная структура, которая готовит инженеров под наши конкретные нужды и запросы.

Среднестатистический слушатель корпоративной программы EPAM — это студент (3-4 курс университета) 20-22 лет, который имеет базовое техническое образование. Но это не 100% правило. В последнее время много слушателей программы вообще не имеют технического образования, это самоучки. Приоритетным для нас также является высокий уровень английского языка (не ниже intermediate), а также хорошие soft skills (коммуникабельность, умение работать в команде).

В программе подготовки, как и в компании, представлены сотрудники разных возрастов. По моему мнению, проблемы сотрудничества и коммуникации представителей разных поколений во многом надуманы.

У нас проходят дополнительную подготовку как молодежь (20-25 лет), так и более старшие слушатели (35-40 лет), так называемые "свитчеры", которые вынужденно или по желанию хотят сменить свою профессию. Они могут приходить как из технической сферы, так и из продаж или гуманитарной сферы. Как правило, у таких людей уже богатый опыт в отношениях с работодателем, они умеют работать с людьми и участвовать в проектной сфере. Но IT — это новое для них направление.

Так вот, мы не разделяем людей по возрасту. Разница в подходах и работе с разными группами слушателей зависит от их мотивации и никоим образом не перекликается с так называемой теорией поколений.

В чем же разница в мотивации между разными группами слушателей? Для "свитчеров" — это новый старт, они начинают новую жизнь и щепетильно ко всему относятся. Они активны, хватаются за все возможности, стараются очень скрупулезно рассматривать детали. Такие кандидаты много времени тратят на самообучение, готовы двигаться по ступенькам. Они понимают, что не все приходит сразу. Нужно работать и получать бонусы по заслугам.

Что касается молодежи (20-25 лет), то она сильно подтверждена влиянию "быстрых денег". "Быстрые деньги" очень сильно влияют на ребят, которые учатся на первых курсах университетов. В нашей стране достаточно возможностей заработать стартовые деньги в IT-сфере, поэтому многие бросают учебу и часто останавливаются в развитии. Ведь зачем учиться дальше, если и так можно неплохо зарабатывать?

Другие, наоборот, хотят очень быстрого карьерного развития. Им нужны признание, заслуги, карьерный рост, причем быстро. Даже быстрее, чем позволяет развитие индустрии. Цикл развития, изменения IT-индустрии примерно три года. Каждые три года они хотят меняться, хотят нового карьерного роста и новых карьерных предложений, новых проектов. Вместе с тем мне кажется, что к 30-35 годам их отношение к жизни и работе изменится, и они будут больше похожи на нынешних "свитчеров".

У некоторых молодых людей есть проблема с адаптацией к внешним условиям — ребята "перелелеяны" родительским вниманием, они выпадают из процессов и не всегда способны быстро адаптироваться к изменениям. Мы их отсеиваем на ранних этапах, поэтому тяжело говорить, как с ними работать.

Однозначно сказать, какой кандидат лучше, — тот, который лишь начал карьеру, или "свитчер", — сложно. Возможно, в некоторых ситуациях кто-то из принимающих решение отдаст предпочтение человеку с жизненным опытом, у которого есть какие-то знания и experience. Но с другой стороны, junior-ы иногда проявляют больше стремления, азарта и у них огонь в глазах.

Вообще, конкуренция между начинающими специалистами в IT-индустрии очень высокая. В прошлом году я наткнулся на статистику относительно количества молодых специалистов, подготовленных различными вузами, IT-школами и курсами. Там фигурировала цифра в 40 тыс. человек. С другой стороны, по информации этого же ресурса, в прошлом году было нанято не больше 2-3 тыс. молодых специалистов. Даже если я умножу эту цифру на 2, то это в семь-восемь раз меньше, чем 40 тыс., закончивших обучение. Это говорит об очень высокой конкуренции за место в отрасли на начальном этапе — до 10 человек на место. Почему такой огромный gap? Потому что университеты и разные школы все равно готовят не тех, кто востребован реально. Они дают первичные знания. Поэтому крупные компании, как EPAM, вынуждены готовить кадры самостоятельно.

В сентябре прошла конференция молодых ученых и стартаперов Falling Walls Lab Kyiv. В третий раз в Украине региональный этап организовывает Klitschko Foundation при поддержке ведущих компаний: EPAM Systems, SoftServe, Bayer, Seedstars.

Автор: Максим Почебут Максим
Почебут
директор образовательных программ EPAM Systems в Украине

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: рынок труда , работа , карьера , технологии

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Почему из 40 тыс. студентов в год лишь 3 тыс. получают работу в IT-секторе | Карьера | Дело
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD - - 26.5
EUR EUR - - 31.36
RUB RUB - - 0.46
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 24.97 13.77
Киевская область 24.54 12.88
Львовская область 24.14 13.27
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2017 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.