Как построить современную систему образования в Украине

Спикер научно-популярной конференции Brain&Ukraine Илья Филипов, основатель EdEra — онлайн-платформы для подготовки к ВНО, о том, как экспериментирует с образованием и ищет модель обучения, которая даст ученикам новую мотивацию
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Только ленивый не говорит о проблемах в современной украинской образовательной системе. Низкая финансовая и моральная мотивация для новых квалифицированных кадров, устаревшие методики преподавания, законодательно смещенный акцент с процесса обучения на бюрократические процедуры в работе учителей, огромная дисперсия в уровне знаний между успешными и неуспешными учениками как внутри школ, так и между сильными и слабыми школами, медленное либо неэффективное реформирование системы, слабая материальная база...

Перечислять можно до бесконечности, но хотелось бы говорить о том, что доступно и может помочь поменять ситуацию. Я говорю об онлайн образовании.

Почему онлайн?

Онлайн — это полигон для экспериментов. Во-первых, большое количество учеников на онлайн-курсах дает возможность быстро испытывать разные методики преподавания материала и динамично менять подходы. Это просто необходимо из-за быстрого развития технологий и изменения методов потребления информации молодыми людьми. Например, та же парадигма microlearning — быстрого обучения с помощью коротких релевантных обучающих блоков.

Раньше люди шли в библиотеки и долго искали в книгах нужную информацию, сейчас достаточно набрать запрос в Гугле и если человек быстро не находит то, что ему нужно, это вызывает раздражение

А из-за переизбытка информации в разных форматах человеку становится просто скучно усваивать монотонный и длительный академический материал. Именно поэтому, например, по данным крупных онлайн-площадок для обучения, оптимальная длительность одного лекционного ролика составляет 6 минут. Именно поэтому большие онлайн-курсы постепенно сменяются небольшими.

Второй аспект — это сам контент и методики преподавания. К примеру, учитель придумал метод объяснения какой-то темы. Онлайн-курс — это возможность протестировать методики на большом количестве учеников и моментально получить обратную связь.

Использование техники взаимооценивания (peer-to-peer) продемонстрировала Дафна Коллер, основательница Coursera, на международной конференции EdCrunch в 2015 году. Она рассказывала о том, что метод оценивания студентами творческого задания в онлайн-курсах показывает прекрасные результаты. Во-первых, проверка чужих работ — это еще одна форма обучения для студентов. Во-вторых, по словам Коллер, при грамотном составлении критериев оценивания, финальная оценка практически в 90% случаев не отличается от той, которую бы поставил преподаватель. Основательница Coursera говорит, что некоторые задания преподаватели онлайн-курсов были вынуждены перевести в такой формат, ибо альтернатива — автоматизированные тесты. А после проведения этого эксперимента решили применять метод взаимооценивания в аудиториях. Таким образом онлайн опыт благодаря возможности быстрой проверки образовательной гипотезы повлиял на их офлайн опыт.

Разнообразие онлайн-контента, который можно использовать при обучении, ведет к еще одному преимуществу. В книге обладателя Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана Surely You're Joking, Mr. Feynman есть тезис о важности обучения в разных научных школах, что ведет к расширению кругозора и мышления в определенной дисциплине. Во времена Фейнамана еще не было возможности пройти лекции по одному предмету одновременно от Гарварда, МИТ или украинского КНУ им. Т. Шевченко. Сейчас есть, и это крайне важно. Очень часто мы упираемся в то, что не понимаем какого-то аспекта изучаемого, и лишь небольшое изменение в объяснении может резко изменить ситуацию. Сейчас это делается в один клик.

Отсутствие регуляторов и сложностей на пути к созданию онлайн-контента позволяет участвовать в образовательном процессе как любых студентов, к примеру, с точки зрения территориального фактора, так и любых преподавателей без необходимости создавать физическое пространство. Конечно, это приводит и к набору проблем. Студентам надо учиться фильтровать контент. Плюс стремительный рост образовательного контента в сети может нивелировать ценность подготовленного материала. Но это вынужденные издержки, которые пока что явно проигрывают плюсам.

Смешанная модель и внедрение в онлайн-курсов в традиционном образовании

Несмотря на все плюсы я не считаю, что онлайн может заменить традиционное обучение. По крайней мере для всех и по всем дисциплинам.

С одной стороны — есть факты полноценного перехода в онлайн целых программ: в Национальном бюро экономических исследований США была опубликована статья про результаты магистерской программы компьютерных наук в университете Джорджии. Но если это работает с компьютерными науками, то совсем необязательно будет работать с любыми другими.

Также с другой стороны возникает вроде и очевидный, но крайне важный тезис: "Кто хорошо учится офлайн, тот показывает высокие результаты онлайн. И наоборот." (Марк Уорфорд, государственный колледж Баффало (США)). Первоначальная идея о том, что онлайн-образование резко откроет возможности для необразованных и немотивированных людей потерпела крах согласно статистике тех, кто проходит онлайн-курсы. Среднестатистический студент онлайн-курсов имеет за плечами офлайн образование. Многие проблемы как офлайн образования так и онлайн образования решает смешанная модель, которая берет все лучшее от онлайна (качественные материалы, доступные в любой момент, динамические эксперименты, моментальный фидбек) и все преимущества офлайна (добавочная мотивация, взаимодействие в группах и с преподавателем).

Моделей внедрения онлайн-курсов в традиционный образовательный процесс немало. Для каждого конкретного онлайн-продукта и целевой аудитории подходят определенные из них

Например, если аудитория — высоко мотивирована, то стоит использовать модель перевернутого класса. При этом основные теоретические знания студенты получают в любое время в любом месте с помощью видеолекций и автоматизированных тестов, а на уроках рассматривают с учителем проблемные моменты либо выполняют практические задания. Модель поведения учителя смещается от декларирования материала в сторону более эффективного развития компетентностей у учеников плюс помогает уделять отдельным ученикам больше времени на разбор их проблемных зон. И кроме этого — ученики получают возможность учиться в любое время. Как говорил основатель edX Ананат Агарвал: "Кто решил, что самое оптимальное время получения знаний с 9 до 14:00, как в подавляющем большинстве школ? Наша статистика показывает пик на 2 часах ночи".

С другой стороны, при такой модели смешанного обучения не решается проблема мотивации и тезис исследователей из Баффало нам об этом напоминает. Если мы говорим, например, про украинские школы и университеты, то вряд ли, можно утверждать, что все ученики — высокомотивированные. В таких системах надо думать над моделями, которые будут вовлекать в процесс обучения. Одна из таких, к примеру, модель ротации станций. Это модель, при которой ученики делятся на группы и сменяют виды деятельности в классе (перемещаются по станциям). К примеру, имеем три станции и соответсвенно три группы учеников. Одна станция с онлайн-курсом, вторая — групповая работа над каким-то заданием, третья — работа с преподавателем. Потом происходит ротация и разные группы переходят к разным станциям.

Вопреки мнению, что смешанное обучения уменьшает нагрузку на учителя, при такой модели — это совсем не так. Эффективный менеджмент процесса и продумывание станций с маршрутными листиками для групп учеников — сложный труд, который требует переосмыслить процесс обучения в целом. От учителя требуется быть более гибким, ученикоориентированным и изобретательным. Но потом это воздается повышенным вовлечением учеников и, как следствие, — уменьшением дисперсии между успешными и неуспешными.

Современный мир требует от людей навыка непрерывного и динамичного обучения. При этом современные образовательные модели должны быть действительно интересными и увлекательными, чтобы конкурировать с огромным потоком разной информации. Онлайн-образование — отличный инструмент, который при грамотном использовании может быть эффективным как на личном, так и на государственном уровне.


Илья Филипов — один из спикеров первой научно-популярной конференции Brain&Ukraine, которая состоится в Киеве 2 сентября. Ключевые темы мероприятия — точные науки, изобретения и инновации, авторское право, современное образование, сотрудничество науки, бизнеса и государства. Формат события — 13 интерактивных выступлений в формате всемирной конференции TED и выставка изобретений.