То, к чему мы не привыкли, не может быть минусом — топ-менеджер "Watsons Украина" о поколении Z

Анна Савельева, директор по розничным операциям компании "Watsons Украина", рассказала, чем на практике отличается отношение к работе и обучению поколения X, Y и Z. Материал подготовлен по итогам выступления Анны Савельевой в рамках образовательного проекта Business 2 Students by Arricano

Согласно статистическим данным основную часть населения Украины составляют люди, рожденные в период с 1958 по 1988 (т. е. родители 1958-1964 гг. и дети 1982-1988 гг.). С точки зрения теории поколений — это поколения Baby Boomer, GEN X и GEN Y.

В докризисный период не уделялось особое внимание, к какому из поколений относится сотрудник. Формировались общие требования к выполнению рабочих задач, были и общие подходы к обучению персонала.

Учитывая необходимость оперативно реагировать на изменения на рынке, а также сокращение межкризисных периодов, во многих компаниях изменились подходы к обучению. Произошла фокусировка на необходимости дифференцирования подходов к оценке персонала в соответствии со структурой поколения.

Исходя из моего более чем 10-ти летнего опыта работы с людьми, могу сказать, что разница в подходах к работе и обучению у поколений Z, Y и более ранних поколений значительная.

GEN Y, Z ориентированы больше на оnline обучение. В случае с поколением Z наилучшие результаты дает применение видео форматов, наставничество и позитивный опыт знакомых (авторитетных) людей.

Если говорить об отношении к работе, то представители каждого последующего поколения все более нуждаются в ощущении/признании собственной индивидуальности. Они хотят выделяться и быть разными. Они ожидают, что на работе получат новые знания и новый опыт, а не реализуют уже имеющийся. Работодателю необходимо акцентировать внимание на возможности получения нового. Иногда даже убедить их в том, что это хорошая возможность поэкспериментировать.

Что касается нашей компании, то стиль управления у нас достаточно демократичный. В структуре компании есть представители разных поколений. Я как руководитель не боюсь брать на работу молодых сотрудников, не боюсь их учить. Мне приятно с ними общаться, потому что я понимаю — они другие. Иногда своим поведением или какой-то своей реакцией они ставят меня в затруднительное положение, я не всегда бываю готова к этому. Но только благодаря тому, что мы находимся в постоянной коммуникации, мы понимаем, что нам нужно делать и как нам нужно адаптировать наши процессы.

Мы исповедуем гибкий подход и в вопросе обучения персонала. Согласно исследованиям треть представителей поколения Z не воспринимают тренинги как эффективные механизмы обучения. Соответственно, нам нужно трансформировать наши программы обучения и адаптации. Более 80% из них хотят иметь наставника. Здесь нам надо думать, есть ли у нас такая возможность — всем дать наставника, и в каком виде этот наставник должен быть.

Я бы не оценивала плюсы и минусы поколения Z. То, к чему мы не привыкли, не может быть минусом, а то, что для нас просто и понятно, не всегда является плюсом. Поколение Z не только наш сотрудник, но и наш клиент. Мы уверены, что нужно находить баланс в работе с поколениями исходя из целей бизнеса. Должна быть постоянная коммуникация, бизнес должен реагировать на изменения. Мы меняем наши подходы к оценке работы сотрудников, что делает нас более конкурентоспособными.

В рамках образовательного проекта Business 2 Students by Arricano бизнес-практики на открытых лекциях делятся со студентами своими стратегиями успеха, а заодно приглядываются к тем, кто, возможно, придет к ним на стажировку.