Коммунальными долгами займутся компании-вышибалы

Наступление осенне-зимнего периода для коммунальных служб - самый важный экзамен. О проблемах, с которыми они сталкиваются в этот период, рассказал председатель Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко. Он пр

Наступление осенне-зимнего периода для коммунальных служб - самый важный экзамен. О проблемах, с которыми они сталкиваются в этот период, рассказал председатель Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко. Он предупредил потребителей о том, что в случае неуплаты за предоставленные услуги к ним в дверь могут постучаться предприниматели, скупившие их долги в ЖЭКах.

– Алексей Юрьевич, чем отличалась подготовка к нынешнему осенне-зимнему периоду от прошлого года?

Предыдущий сезон стартовал во время президентских выборов. Власть хорошо понимала нежелательность каких-либо срывов, поэтому была проведена достаточно серьезная работа по подготовке к зиме и даже создан некий запас прочности.

– Нынешний сезон также богат на предвыборные кампании.

Безусловно, сбои в функционировании любой системы, в том числе ЖКХ, кандидатам не нужны и сейчас. Так что контролеров должно хватить на местах. Внутриотраслевых проблем мы не видим - все плановые задачи по ремонту теплотрасс, подготовке жилого фонда достаточно успешно выполнялись. В целом не вижу причин, по которым нужно было бы бить в набат. Хотя не исключено, что где-то могут произойти сбои. Но это будет свидетельствовать только о том, что местная власть недоработала.

– Какие проблемы являются общими для всех предприятий ЖКХ при подготовке к сезону?

Без сомнения, финансовые. К сожалению, предприятия отрасли не могут похвастаться тем, что получают прибыль от продажи своей продукции. На то есть две причины: заниженные тарифы, которые, к сожалению, утверждают не сами предприятия, а органы местной власти, и то, что за этот товар некоторые люди не хотят или не могут рассчитаться.

Недальновидная тарифная политика привела к тому, что только в трех областях Украины – Волынской, Закарпатской и Черкасской - тарифы сегодня покрывают себестоимость. В то же время на Луганщине покрытие себестоимости тарифом составляет 72%, во Львовской области – 93%, в Херсонской и Черниговской – по 90%.

– В каком регионе ситуацию можно назвать критической?

Самая проблемная ситуация традиционно в Крыму. Мало того, что там самое низкое покрытие себестоимости тарифом в Украине – на уровне 55%, так население не рассчитывается даже по этому тарифу. Как результат – катастрофическое состояние крымского водоканала. К сожалению, не всегда в лице органов власти местные предприятия получают эффективного собственника.

Следовательно, в ближайшем будущем населению стоит ожидать увеличения тарифов?

– В некоторых областях они недавно повышались. В частности - во Львовской и Херсонской областях. То, что даже после повышения тариф там не покрывает себестоимость, в принципе, объяснимо. Власть на протяжении пяти лет не занималась тарифной политикой. Теперь перемены для населения очень чувствительны, и пойти на более значительное повышение местная власть не рискует.

Тем не менее, без повышения тарифов ситуацию не исправить. Хочу посоветовать избирателям: в период предвыборной кампании требуйте от кандидатов четко сформулированной коммунальной политики. Гарантирую, если кандидат будет говорить, что увеличения тарифов можно избежать, то он не заслуживает доверия.

Несовершенная политика властей и популизм - это часть проблемы. Как быть с нежеланием людей рассчитываться за услуги?

Опыт развитых стран показывает, что подход к неплательщикам должен быть очень жестким. Отвечать нужно, как минимум, имуществом, а в принципе – жильем. Ведь право на жилье сопряжено с ответственностью по его обслуживанию.

К тому же Гражданский кодекс никто не отменял, а там ничего не написано о том, что можно не платить или не отвечать за свои долги. Речь идет только о выполнении законов.

Хочу также предупредить: по нашей информации, в Днепропетровске, Киеве появляются профессиональные компании - вышибалы долгов. Они могут прийти в ЖЭК, скупить его дебиторскую задолженность и начать самостоятельную работу по взысканию долгов. И закон не может им этого запретить. Так что формула «заплатил - спи спокойно» как никогда верна.

– Как складываются отношения предприятий коммунального сектора с поставщиками энергоресурсов?

Основная проблема наших предприятий – контракты с газопоставляющими организациями, в первую очередь, с «Газ-тепло». Коммунальные предприятия оказались в таком положении, что не в состоянии заключить выгодный и удобный договор на поставку газа. Они вынуждены, если называть вещи своими именами, идти в кабалу, заключать договоры с компанией «Газ-тепло», которая работает по давальческой схеме. Единственным позитивом является то, что «Газ-тепло» гарантирует наличие газа, но при этом наши предприятия не распоряжаются своими финансами, не определяют своей инвестполитики и не могут решать текущих задач. По сути дела, у них вымывают оборотные средства. 

Такая ситуация вряд ли создавалась без участия Госжилкоммунхоза?

Когда в 2003 году эксперимент с «Газ-тепло» начинался, комитет его поддерживал, поскольку предполагал, что таким образом в отрасль придет серьезный инвестор. К сожалению, этого не произошло.

Я могу согласиться с руководством НАК «Нафтогаз Украины» - у них нигде в бюджете не заложены расходы на инвестирование предприятий ЖКХ. Но зачем тогда было городить этот огород? Давайте называть вещи своими именами – просто «Нафтогаз» решал свою текущую задачу: обеспечение расчетов за газ. Об инвестировании речь не идет, и получается, что мы зря потеряли время.