Китай — надежда и угроза Европы

«Темно-голубой костюм от Armani, модель последнего сезона, 140 евро. Слишком дорого? Говорите вашу цену», — просит китайская продавщица на плохом английском и снижает цену до 120 евро
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Добро пожаловать на рынок Шелковой улицы в центральном районе Пекина. В бетонном торговом комплексе с сотнями маленьких магазинов можно приобрести самые громкие марки мира моды за бросовую цену. Забитый топами от Gucci, кроссовками Puma и сумками Louis-Vuitton рынок является магнитом для среднего класса Китая и западных посетителей. И одновременно трагедией для отчаявшихся владельцев мировых торговых марок — все товары являются подделкой.

Пиратство процветает

Это касается всех отраслей экономики. Фармацевтическая промышленность жалуется на обилие поддельных лекарств, которые наносят вред вместо того, чтобы лечить. Автопоставщик Bosch  — на фары с фирменным логотипом, хотя в них нет ни одного немецкого винтика. Под угрозой находятся даже высокие технологии.

«Китайское  правительство при больших заказах требует полного ознакомления с нашим ноу-хау. За короткое время Китай сам осваивает производство и из партнера становится конкурентом», — рассказывает менеджер одного европейского концерна, пожелавший остаться неизвестным.

Комиссар ЕС по вопросам торговли Петер Мандельсон знает о происходящем. Знает, что  китайский экономический бум, от которого фирмы Европы до сих пор получали значительный доход, может обернуться проблемой. Знания европейских фирм продолжают  «высасываться  как пылесосом». Потому самой важной темой в Китае для него является именно защита интеллектуальной собственности.

ЕС и Китай решили договориться

Еврокомиссар Петер Мандельсон прибыл в эти дни в Пекин для подписания соглашения по защите от пиратской продукции. Сторонами выступают Intellecpro — союз крупных европейских марок моды — и владелец рынка Шелковой улицы. Суть договора заключается в том, что кто продает в своем магазине поддельную марку — лишается аренды. Впервые один из многих рынков одежды в Пекине, к тому же самый известный, подписал подобное обязательство. Мандельсон хочет показать, что упорство в тяжелых взаимоотношениях с Китаем приносит успех. «Это только начало», — признает главный политик Европы по вопросам торговли.

Китай — второй после США торговый партнер ЕС. С расширением торговых связей возрастает и вероятность конфликта. Сначала ЕС ограничил импорт китайского текстиля. Затем из-за демпинговых цен наложил штрафные пошлины на китайскую обувь. Китайское правительство отреагировало с негодованием. «Европа поставила под угрозу работу тысяч  китайских рабочих», — прокомментировал министр по вопросам торговли Китая Бо Ксилай.

Аргументы комиссара ЕС такие же. «Импортные ограничения необходимы, чтобы избавить Европу от страха перед Китаем и глобализацией. Это — ожесточенная борьба за результаты мировой торговли, за достижение благосостояния Китаем и за сохранение благосостояния Европы. Китай — одновременно и надежда, и угроза для Европы», — говорит Мандельсон.

Суд ничего не решает

Помима «пиратства» у ЕС имеются также многочисленные жалобы на существующие инвестиционные препятствия и ограничения при импорте в Китай.

«Правительство КНР понимает, что оно должно лучше защищать интеллектуальную собственность, если и впредь намерено получать выгоду от европейских ноу-хау. Речь идет только о том, чтобы это было осуществлено по всей стране», — считает Мандельсон. 

Однако у дипломатов ЕС есть сомнения в том, что китайское правительство борется с «пиратством». Законы существуют уже давно, однако жалобы в китайские суды в большинстве своем не имеют шансов на успех . В конечном итоге зарабатывают только адвокаты, и ничего не меняется. Как в борьбе против продажи поддельных марок на Шелковой улице. Chanel, Louis-Vuitton, Prada — уже судились и даже выиграли процессы против «пиратов». С тех пор над входом рынка висит большое красное полотнище с текстом «Защищай интеллектуальную собственность, способствуй инновациям и развитию». Однако до торговцев на рынке этот призыв до сих пор не дошел.

Лидеры среди пиратов

Ни один народ не копирует мировые товарные марки так бесцеремонно, как китайцы. Поэтому ни одна страна не клеймится позором сильнее, если речь идет о недостаточной защите интеллектуальной собственности. Недавно США даже угрожали подать жалобу на Китай во Всемирную организацию торговли.  60% конфискованной европейской таможней поддельной продукции поступает из КНР