Смех «божьей твари» в особняке Родзянко

В театральной мастерской «Сузирье» играют новый спектакль «Смех лангусты» . Главной героиней премьерной постановки на этот раз стала Сара Бернар

В спектаклях этого театра, как ни в каком другом, персоналии деятелей искусства «оживают» с завидным постоянством. Главными их героями уже были  и Цветаева с Пастернаком, и Есенин с Айседорой Дункан. Теперь к ним присоединилась звезда мирового театра конца ХIX начала XX века.

Причем здесь лангуст?

Пьеса канадского драматурга Джона Маррелла «Смех  лангусты» написана для двух актеров. Она рассказывает трогательную историю  последних  лет жизни великой актрисы, пишущей свои мемуары.

А лангуст здесь при  том,  что эта  «божья  тварь» перед смертью издает то ли   крик,  то  ли  смех — словом все,  как  в  театре.

В роскошной обстановке особняка бывшего  киевского  помещика  Родзянко  актеры  Театра  на  Левом  берегу   Неонила  Билецкая  (Сара  Бернар)  и  Анатолий  Ященко  (Жорж  Питу)  проживают частицу жизни  французской  актрисы. Не  прибегая  к  особым  сценографическим  ухищрениям (благо  антураж  особняка  XIX  века этому способствует) режиссер спектакля Владимир  Борисюк  не  отяжеляет  визуальную  картинку     деталями. На  сцене пара-тройка  стульев-кресел  и  столиков, пальма-долгожительница  в  кадке,  кочующая  из  спектакля  в  спектакль  театра. Отсутствующие  кулисы заменяют двери, манящие своей неизвестностью больше, чем сама сюжетная интрига.

Режиссер  умер в актерах

Про этот спектакль  «Сузирья»  можно сказать, что «режиссер  умер  в  актерах»,  а  возможно,  вообще  «не  рождался».   В  подобных  замыслах  вполне  реально воплотить добрую половину  мирового «дуэтного»  репертуара,  если наличествуют самодостаточные, талантливые  исполнители.

Актерский дует от  души «поиграл». Особенно Анатолий Ященко, исполняющий роль Жоржа  Питу — секретаря  актрисы, который помогает ей  писать  книгу  воспоминаний. Скромный  и  нерешительный  в  быту, он позволяет актрисе снова  и  снова  переживать всю  жизнь, перевоплощаясь то в мать Сары, то в ее импресарио, то в бесконечных  любовников и, в  конце концов, в умирающего Оскара Уайльда. Градация  красок в актерской  палитре  позволила  Анатолию Ященко сыграть всех этих персонажей сочно, выпукло, выразительно и при этом не потерять индивидуальность своего основного образа.

Не только закулисье

Неониле  Билецкой  досталась  менее  благодарная  роль. С  одной  стороны  она —  великая  Бернар, вспоминающая  искрометные  эпизоды своей  драматической  жизни, а с другой — автор пьесы сузил диапазон лишь до закулисной  части,  мало вспоминая  о  гениально сыгранных  ролях.

Авторы спектакля мастерски отвлекают зрительское внимание от  «нижнего белья», тем  более, что жизнь Бернар да и сама  пьеса поводов  для  этого  дают  достаточно. Бурная личная  жизнь  напоказ, бесконечная  череда  любовников и романов — ничего  не  ускользнуло  от  острого   пера  Джона  Марелла.

Тем  не  менее,  актеры  с  успехом  «микшируют»  эту  сторону драматургии. Особенно   удачно  это  удается   Анатолию  Ященко и  его  стыдливому, робкому герою  Жоржу  Питу.  Играя возможно сохранить вкус к жизни, способность  любить,  даже воскресшие  эпизоды   долгой  жизни — это, пожалуй , главная  идея  спектакля. Прекрасный актерский дуэт Ященко-Билецкой  на  фоне  режиссера-статиста  смогут оценить  киевские  театральные гурманы,  любящие  «крупные планы» из жизни великих.