Американские авиастроители облюбовали Чехию

В чешском городе Градец Кралове до прошлого года компания TL Ultralight выпускала не более четырех самолетов в месяц. Теперь здесь производят шесть машин, а в скором времени производство достигнет восьми самолетов в месяц.
«Мы уже успели распродать
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

О схожем положении дел говорят также другие чешские производители сверхлегких самолетов, перед которыми в этом году после более чем двадцатилетнего перерыва открылись рынки США и Канады.

«В прошлом году мы произвели 120 самолетов, в этом — повысим производство в три раза, но в будущем количество продукции возрастет в пять раз», — уточняет  свои планы Чип Эрвин, владелец небольшой авиационной фабрики  вблизи города Угерске Градище.

Спрос на легкие спортивные самолеты переживает на американском рынке такой бум, что возврат к их производству серьезно обсуждает и известнейший мировой производитель легких пропеллерных самолетов — Cessna Aircraft (Вичита, штат Канзас).

«Мы изучаем возможности рынка в данной области и готовимся представить наши планы на авиационной конференции AirVenture Oshkosh», — говорит глава пресс-службы Cessna Aircraft Криста Биддл. Крупнейшее мировое авиационное шоу  проводится ежегодно в аэропорту Ошкош (штат Висконсин) и откроется уже через две недели.

Cessna зондирует Чехию

Именно Cessna в этом году обратила внимание на чешских производителей легких самолетов. «Представители Cessna недавно вышли на нашего дистрибьютора в США. Их интересовало, готовы ли мы к сотрудничеству в области производства. Прямо в нашу фирму приезжали американцы, представляющие интересы другой компании. Они предложили нам производить для них детали самолетов из слоистого пластика», — рассказывает Барбара Хубена из TL Ultralight.

Фирма от подобных предложений пока что отказывается. «Мы не успеваем обслуживать даже наших собственных клиентов, — жалуется госпожа Хубена и  добавляет, что за последние месяцы подход к чешским производителям в США изменился коренным образом. — Раньше о нас никто не знал. Теперь же стоит мне позвонить американским коллегам, как они уже даже в курсе, о какой марке самолета идет речь».

Мы ведь не Boeing

Cessna уже вступила в контакт с владельцами компании Evektor Aerotechnik в городе Куновице, и несколько дней тому назад ее представители посетили моравский авиационный завод.

Один из трех учредителей фирмы Ярослав Ружичка уверен, что происходящее является ничем иным, как передачей информации, которая ни к чему не обязывает. В то же время он не возражает против прихода крупного инвестора в компанию, которую он с двумя компаньонами основал пятнадцать лет назад и за это время превратил в предприятие с 400 работниками и доходами в $400 млн.

«Мы конечно не настолько наивны, чтобы мечтать о том, что трем парням из Моравии удастся создать некое подобие чешского Boeing. Но мы разрастаемся и нуждаемся в доступе к деньгам», —  говорит Ружичка.

Evektor уже в прошлом году мог похвастаться рекордным производством в 110 сверхлегких самолетов. А в 2006 году компания получила заказ на 50 машин только для США, куда еще в прошлом году не имела возможности ввозить готовую продукцию.

Производство сверхлегких самолетов в этом году увеличил и конкурент Evektor — фирма CZAW. Один из ее основателей — американец Чип Эрвин. Он прибыл в Чехию десять лет тому назад именно для того, чтобы использовать потенциал Моравии. Эрвин уверен, что у него нет  необходимости объединяться с крупными американскими инвесторами. «Наше положение отличается от ситуации, в которой находится Evektor. Я свою фирму не собираюсь продавать ни в коем случае», — утверждает Эрвин. 

Чешское авиастроение создал сапожник

В Чехии производство самолетов основал еще во времена предвоенной «первой республики» легендарный предприниматель и производитель обуви Томаш Батя. В последнее десятилетие после нескольких волн увольнений на авиазаводах «Лет Куновице» и «Мораван Отроковице»

на рынке труда оказалось значительное количество опытных техников и рабочих высшей квалификации в авиастроительной области. В основном Чехия производит сверхлегкие самолеты.