Азия переходит на «зеленое» топливо

Самая многолюдная мусульманская страна — Индонезия — объявила, что построит одиннадцать фабрик по производству биодизельного топлива. Правительство поставило перед собой грандиозную цель — в 2010 году произвести 1,3 млрд. литров биодизеля. «Пришло время б

Континентальный сдвиг

К постепенному переходу на биотопливо стремится не одна Индонезия. Понизить свою зависимость от стремительно дорожающей нефти собираются правительства всех государств Азии. Хотя биотопливо в настоящее время удовлетворяет всего лишь 1% потребностей континента, аналитики не сомневаются, что его доля в энергопотреблении будет постоянно расти.

У Индонезии для этого есть все данные. Вместе с соседней Малайзией она производит около 85% всего пальмового масла в мире.

Именно это сырье индонезийцы собираются «перегонять» на биотопливо. На его выпуск в будущем делает ставку и самый крупный производитель пальмового масла — Малайзия, которая готова продавать экологически чистое топливо на экспорт.

Заинтересованность частных фирм в производстве биодизеля из пальмового масла растет столь быстро, что малайзийское правительство было вынуждено приостановить выдачу новых лицензий.

Правительство опасалось, что интерес к производству «зеленого» горючего скажется на  жизни простых людей. Появилась реальная опасность того, пальмовое масло вообще исчезнет из продажи на продовольственных рынках.

В использовании биотоплива все большую заинтересованность проявляет Вьетнам. Фирма Agifish, которая экспортирует рыбу из этой страны, в начале июля объявила, что собирается производить биодизель из рыбьего жира. В настоящее время он используется в виде топлива в колонках находящихся вблизи рыбоводных бассейнов реки Меконг на юге Вьетнама.

В то же время Индия надеется добиться успеха в производстве биотоплива из кустов ятропа. Правительство страны уже выделило 98 млн. акров почвы для разведения этого растения.

«В Дели надеются, что через пять лет ятропное топливо сможет заменить 20% потребляемой нефти», — цитирует агентство AP источника в индийском правительстве.

Использовать ятроп готова та же Индонезия. Японцы разводили здесь кусты этого растения в  годы Второй мировой войны и благополучно заправляли им свои танки и самолеты. Правда, эксперты опасаются, что на возрождение плантаций ятропа Индонезии потребуется слишком много времени.

Пальмы против орангутангов

В случае Индонезии основной мотивацией перехода на биотопливо является катастрофическое состояние окружающей среды. Столица страны Джакарта справедливо считается наиболее загрязненным городом в мире.

«Воздух в Джакарте ужасный, — признает водитель автобуса Амир, который проводит на  улицах Джакарты целые дни напролет. — Чтобы поддержать решение правительства, я решил использовать биодизель».

Защитники окружающей среды в то же время предупреждают, что «экологичность» производства биотоплива имеет и свою обратную, «темную» сторону. Дело в том, что индонезийское правительство всерьез подумывало о создании самой крупной плантации масляных пальм в мире (почти 5 млн. акров) на острове Борнео. Реализация такого проекта, пользующаяся поддержкой китайских инвесторов, скорее всего имела бы катастрофические последствия для местной фауны и поставила бы под угрозу выживание популяции орангутангов. Впрочем, после долгих размышлений правительство отказалось от этого проекта.

Аргументы скептиков

Скептически настроенные эксперты утверждают, что азиатским странам не стоит делать слишком большие ставки на биотопливо. Во-первых, его производство обходится достаточно дорого, а во-вторых — нужны слишком большие площади почвы.

Экологи чский продукт

Биодизель, как показали опыты, при попадании в воду не причиняет вреда растениям и животным. Кроме того, он подвергается практически полному биологическому распаду: в почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают до 99% биодизеля, что позволяет говорить о минимальном загрязнении рек и озер. При сгорании биодизеля выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было потреблено из атмосферы растением.