Правдивая сторона глобализации

Двадцать лет назад в компании Adidas идею и ее реализацию разделяли всего несколько метров. В городке Херцогенаурах на территории фабрики рабочие шили обувь и тренировочные костюмы, в соседнем здании разработчики проектировали продукцию, а специалисты по

Спутник «A» в Гонконге отвечает за глобальные поставки, спутник «B» в Портленде, штат Орегон — за маркетинг. Спутники «C» и «D» в Нью-Йорке и Токио сообщают о новых тенденциях в Херцогенаурах, где разрабатывается продукция и сходятся все нити управления. Adidas уже давно ничего не шьет сам: производство берут на себя дешевые фирмы в Азии.

Остались только корни

Когда-то Adidas был немецким предприятием. Сегодня Хайнер охотнее называет его «международным предприятием с немецкими корнями». Таким образом, концерн стоит на пути, по которому на протяжении последних лет уже пошли и в будущем еще пойдут многие немецкие фирмы. На базе расположенных в Германии предприятий они развиваются в глобальные сети, предоставляющие внешние услуги. В этой сети они распределяют производство, исследования, технологии и сбыт, перенося его туда, где для этого есть лучшие предпосылки.

«Крупные концерны, такие как Siemens или BASF, делают это уже давно. Пару лет назад глобализация коснулась и среднего бизнеса, которому тоже нужна глобальная структура предприятий. На протяжении многих лет Homag является лидером мирового рынка, как и многие другие производители оборудования. Однако, чтобы остаться лидирующим, необходимо было из экспортирующего «середняка» стать настоящим глобальным игроком»,  — говорит Клаус Букенбергер, глава Homag, машиностроительного предприятия, специализирующегося на выпуске оборудования для мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

К этому немецкая индустрия вынуждена была прибегнуть в связи с бурно меняющимися  условиями ведения бизнеса. Быстроразвивающиеся страны, такие как Китай и Индия, не хотят быть только «станком» для западных фирм. «Там возникают предприятия, которые имеют более низкую затратную основу. Эти новые конкуренты также строят международные сети и напирают на западные рынки», — говорит Юрген Хераеус, глава наблюдательного совета концерна Heraeus, работающего в области промышленных технологий.

Немецкий бизнес в качестве ответного хода должен выходить на мировой рынок. И не только потому, что производство на новых рынках дешевле. Ключом к успеху становится близость к клиенту. «Немецкие предприятия, и прежде всего средние, стали крупными вследствие того, что они точно знают своих клиентов и их запросы. Если они хотят завоевать новые рынки, они должны и там быть близки к клиентам», — говорит Хорст Вильдеманн, профессор Технического университета Мюнхена.

Большинство немецких топ-менеджеров исходит из того, что такая постановка вопроса  будет иметь далеко идущие последствия для отечественных предприятий. Апрельский опрос Handelsblatt, в ходе которого были опрошены представители 803 ведущих предприятий, показал — 80% из них ожидают, что немецкие фирмы в ближайшие годы будут расширять производство прежде всего на рынках Азии и Восточной Европы. Однако глобализация затронет также работу в офисах и исследования. Прежде всего потому, что и в разработке продукции предприятия ищут близость к рынкам. Они хотят использовать знания известных университетов и исследовательских центров в Азии и Восточной Европе. Так возникают внутренние исследовательские сети предприятий, которые состоят из немецких ученых и экспертов всего мира.

Это ведет к совершенно новому разделению труда, как показывает случай с Thyssen-Krupp Technologies. Инженеры этого концерна в Германии контролируют создание нового оборудования. Однако стандартные задания, например, техническое планирование деталей, осуществляют более «дешевые» инженеры Thyssen в Индии. Без этой «смеси» концерн, по словам его руководства, уже давно был бы неконкурентоспособен.

Мнимые угрозы глобализации

В то, что глобализация в ближайшие годы полностью изгонит производство из Германии, не верит ни один эксперт. «Как раз для предприятий, основывающихся на ноу-хау — производители станков и автомобилей — производство является основной компетенцией. Фирмы высоких технологий потеряли бы эту компетенцию, если бы они отказались от изготовления продукции на отечественных предприятиях», — говорит профессор Вильдеманн.

«Таким образом, путь Adidas к «чистому» конфигуратору и продавцу продукции является только одним из возможных вариантов будущего немецкой промышленности.  Германия и через много лет будет производить высокотехнологические товары», — говорит Ханс-Ульрих Штамер, глава консалтинговой структуры Management Engineers.