"Автогражданку" предложили сделать необязательной

В парламенте зарегистрирован законопроект, которым предлагается исключить страхование автогражданской ответственности из списка обязательных.

Вчера в Верховную Раду поступил законопроект, которым предлагается внести изменения в закон "О страховании" и исключить из списка обязательных видов страхования "автогражданку". Профильный закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" потеряет силу. Как результат, отпадет необходимость и в существовании Моторно-транспортного страхового бюро, которое сейчас объединяет все компании, занимающиеся ОСАГО.

Документом предлагается урегулировать процедуру возврата страховщикам из фонда Моторно-транспортного страхового бюро гарантийных взносов на защиту потерпевших в ДТП. Предполагается, что взносы будут возвращены СК (не находящимся в процедуре банкротства или ликвидации) с учетом инвестиционного дохода, полученного от их размещения, а также с учетом осуществленных уже выплат из фонда. Деньги будут получены в течение трех лет после момента вступления закона в силу.

Как объясняется в пояснительной записке к законопроекту, дерегуляция и невмешательство государства в гражданско-правовые и хозяйственные отношения граждан и юридических лиц позволит решить проблемы на рынке ОСАГО и стимулирует страховщиков предоставлять более качественные услуги в сфере автострахования.

Самих страховщиков, правда, будоражит такой законопроект, хотя они не верят в то, что он может быть принят. "Этот законопроект — чистый популизм перед выборами. Во всех цивилизованных странах "автогражданка" является обязательным и базовым видом страхования. Именно посредством него выстраиваются доверительные отношения между страховой компанией и страхователем", — говорит гендиректор одной из украинских СК. — "Если представить, что этот закон будет принят, то он просто похоронит классическое страхование в стране".

В то же время, как отмечают некоторые эксперты, сами страхователи, наверняка, будут только рады такому закону, особенно учитывая плачевную ситуацию с урегулированием страховых дел. Многие компании, предлагая задешево полисы ОСАГО, при наступлении ДТП дают "задний ход" и всячески избегают обращений клиента или пытаются оттянуть выплату.

"Если автогражданку сделают необязательным видом, исчезнет госконтроль и тогда вопрос демпинга будет решен автоматически, так как цену страховщики смогут устанавливать исходя из собственных расчетов и сегментации своего портфеля", — говорит представитель одной из СК с иностранным капиталом.Возможно, что при необязательном ОСАГО граждане более активно стали бы пользоваться страхованием КАСКО.

Впрочем, исключение "авотгражданки" из числа обязательных видов страхования действительно может принести проблемы, как самим гражданам, так и нанесет огромный удар по страховому рынку. "Нужно навести порядок на рынке, в МТСБУ и искоренить демпинг, а не рушить существующий рынок", — резюмирует страховщик, пожелавший не называть себя.

На данный момент сегмент ОСАГО является одним из наиболее динамичных на украинском рынке страхования. В 2011 году страховые компании выплатили по договорам ОСАГО 919 млн. гривен и привлекли 2,3 млрд. гривен премий в этом сегменте. Это 10% от прошлогоднего объема валовых премий страхового рынка, полученных по всем видам страхования.