Экс-глава Госфинуслуг: Волга назвал «шарашкиной конторой» орган исполнительной власти, который возглавляет

В интервью «ДЕЛУ» экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов опроверг заявления нынешнего руководителя ведомства Василия Волги

На вчерашней пресс-конференции и в интервью газете «ДЕЛО» глава Госфинуслуг Василий Волга обвинил команду своих предшественников в непрофессионализме и злоупотреблениях, связанных с регистрацией  финучреждений. «ДЕЛО» публикует интервью с Виктором Сусловым, возглавлявшим Госфинуслуг до прихода в это ведомство Василия Волги. В этом интервью Виктор Суслов высказал свою точку зрения по поводу скандала, разгоревшегося вокруг государственного реестра финансовых учреждений.

Виктор Иванович, на вчерашней пресс-конференции ваш преемник на посту главы Госфинуслуг Василий Волга открыто назвал вашу команду «шарашкиной конторой», обвинив в безответственном и более того – незаконном ведении госреестра финучреждений. Вы будете судиться с ним по этому поводу?

Позвольте уточнить: господин Волга назвал «шарашкиной конторой» не мою команду, а орган центральной исполнительной власти, который ему доверено возглавлять.

Судиться или нет, я еще не решил. Нужно посоветоваться с юристами. Ведь Василий Александрович (Волга – «ДЕЛО») в итоге заявил, что не имеет права никого обвинять.

Это, оказывается, у него всего лишь подозрения такие по поводу преступлений, совершенных работниками Госфинуслуг в отношении ведения реестра финансовых учреждений. Потому что служебные расследования по этим подозрениям не проводились, проверок правоохранительных органов, которые законом уполномочены вести расследования по фактам коррупции, не было.

В общем, как будто выскочил такой черт из табакерки с ведром, извините, дерьма, облил предшественников и громко радуется.

Серьезной ревизии не было

Но подозрения ведь появились не просто так, а на основании ревизии реестра, которая проводилась почти пять месяцев…

Если и проводилась какая-то проверка, то работниками из команды Волги в соответствии с поставленными пиар-целями.

А в целом у меня сложилось впечатление, что серьезной ревизии не было, а они воспользовались данными нашей проверки годичной давности. Дело в том, что когда я вернулся в Госфинуслуг весной 2009 года, то еще тогда увидел в ведении госреестра серьезные недостатки.

Поэтому я обратился к независимому от Госфинуслуг органу – в Генпрокуратуру с просьбой проверить работу аппарата по вопросам лицензирования и внесения в реестр финансовых учреждений. Сотрудники прокуратуры проверяли его два или три месяца – до конца лета 2009 года.

И каковы были результаты?

В ходе проверки был уволен один директор департамента и подали заявления об увольнении еще три директора, которые тоже были уволены. Еще около 30 работников разных департаментов были привлечены к служебной ответственности.

Какой?

Точно сейчас не вспомню… Кому-то были вынесены выговоры, применялись и другие санкции. Оснований для возбуждения уголовных дел Генпрокуратура не нашла.

Но самое главное – в ходе проверки я реорганизовал саму структуру Госфинуслуг, централизовав ведение госреестра. Специально для этой работы был создан департамент лицензирования и разрешительных процедур и специальный отдел ведения реестра внутри этого департамента.

Комиссия не должна сама ничего вносить в госреестр

Но как вы можете объяснить тот факт, что, по словам Василия Волги, решения о внесении финучреждений в реестр Комиссией зачастую не принимались. Наряду с этим игрокам рынка выдавались какие-то непонятные справки, подписанные различными сотрудниками Комиссии, вплоть до первого зама. То есть в этом вопросе царил самый настоящий хаос…

Я прочитал заявление и интервью Василия Волги и расстроился: такое впечатление, что люди не знают ни нормативной базы, ни логики вопроса, который подняли на пресс-конференции.

О каких решениях Комиссии по внесению в госреестр обособленных подразделений в 2004-2006 годах можно говорить, если в соответствии с распоряжением Комиссии (№41 от 28.08.2003 г.), на тот момент никаких специальных решений принимать не нужно было! Требование о принятии таких решений было введено в начале 2007 года (распоряжение Госфинуслуг №6640 от 16 января 2007 года).

Кроме того, 2 августа 2007 года принято распоряжение Комиссии №7769, согласно которому с 1 января 2008 года обязанность вносить информацию в госреестр в электронной форме через интернет возложена на сами финансовые учреждения.

А задача Комиссии – только проверять правдивость их информации. А если кто-то не вносит или подает недостоверную информацию, таких игроков рынка Госфинуслуг должна выявлять и за это наказывать. Поэтому заявление Волги о том, что на 90% в недостатках виновны работники Госфинуслуг, по крайней мере, несправедливо по отношению к собственным сотрудникам.

Кстати, Василий Волга заявил, что никаких документов, подтверждающих проведение проверки госреестра по вашей инициативе в 2009 году, в архивах Госфинуслуг обнаружить не удалось. Вы их уничтожили?

Как вы себе это представляете?! И зачем мне их уничтожать, если я сам инициировал эту проверку? Документы, безусловно, в Комиссии. Если только их не уничтожили после нас.

К тому же мы отчитались тогда перед Генпрокуратурой и Кабинетом Министров по результатам проверки и принятым мерам. Там также должны сохраниться эти данные.

Но я по результатам тех проверок не проводил никаких пресс-конференций. Более того, я считаю вчерашнее мероприятие колоссальной ошибкой Василия Волги.

Почему?

Вопросы внесения данных в реестр никогда не относились к компетенции главы Комиссии и его замов, потому что это, на самом деле, технические вопросы.

То, что сегодня искусственно раздувается – неправильно, потому что наносит большой удар по репутации не только Госфинуслуг, но и финансовых учреждений. Те люди, которые прочитают заявление регулятора о том, что половина страховых компаний работает на рынке нелегитимно, вряд ли будут в будущем покупать страховки.

Под Волгой шатается кресло

Зачем же, по вашему мнению, Василий Волга поднял эту тему? Это может быть связано с предстоящими выборами, в которых участвует партия, приближенная к главе Госфинуслуг?

С одной стороны, причиной действительно могут стать выборы, с другой – сейчас намечаются серьезные кадровые изменения. А положение в Госфинуслуг у нынешнего главы Комиссии довольно шаткое.

Почему?

Насколько мне известно (из средств массовой информации), некоторые крупные финансовые учреждения обратились в прокуратуру с заявлениями по реальным фактам коррупции в стенах сегодняшней Госфинуслуг. Поэтому, вероятно, нынешней команде показалось наилучшим выходом в таких условиях обвинить предшественников, чтобы они ни на что уже не претендовали. Все знают, кто всегда громче всех кричит: «Лови вора!».

Если мы уже затронули тему возможной смены главы Госфинуслуг… Вам еще не предлагали вернуться в Комиссию?

Официальных предложений я пока не получал. А на неофициальные разговоры ссылаться не буду.