Family office: Как управлять активами семьи с умом

18 февраля 2017, 09:00
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

"Семейный офис" может быть главным "мозгом" семьи в процессе объединения активов, осуществления передачи состояния наследникам, сохранности активов семьи

В мире существует целая индустрия, называемая "wealth management". В качестве примеров можно привести семейные офисы Рокфеллеров, Фиппсов и Питкернов. Более того, частный банк Морганов стал первым, кто пошел по пути предоставления услуг "семейного офиса" богатым семьям (Дюпонов, Гуггенхаймов и Вандербильтов).

На территориях стран постсоветского пространства услуги "cемейного офиса" только начинают свое развитие. Сам продукт — "семейный офис" предполагает предоставление инвестиционных услуг, индивидуальное обеспечение сохранности активов семьи (наследование, сохранность в результате банкротства и т.д.), налоговая оптимизация и многое другое.

Так что же такое "семейный офис" (англ. — "family office")?

"Семейный офис" может быть главным "мозгом" семьи в процессе объединения активов, осуществления передачи состояния наследникам, сохранности активов семьи. Следовательно, клиенту предоставляются услуги по независимому анализу всех возможных инвестиционных решений и выработке инвестиционной стратегии. Зачастую в рамках предоставления таких услуг создаются трасты и холдинги. Не редко консультанты берут на себя процессы переговоров с банками для уменьшения суммы комиссионных банка и т.д.

Необходимо выделить два основных вида семейных офисов:

  • Семейный офис одной семьи. Данный вид офиса предоставляет услуги только одной семье.
  • Мультисемейный офис. В рамках этого вида офиса услуги оказываются нескольким семьям. Как правило, такие офисы входят в состав трастовой компании и имеют более квалифицированный персонал.

На практике же более распространены именно мультисемейные офисы, поскольку все расходы на офис делятся пропорционально на несколько семей. При этом мультисемейные офисы хорошо подходят в случаях возникновения угрозы для утраты активов семьи.

В целом можно определить круг услуг в рамках семейного офиса следующим образом:

  • Управление и защита активов семьи (в т.ч. приобретение яхт и самолетов, предметов роскоши и искусства).
  • Налоговая оптимизация (учет всех налоговых моментов).
  • Управление банковскими активами.
  • Услуги семейного характера, например, образование детей, пенсионное обеспечение, страхование.
  • Услуги в сфере получения вида на жительство и экономического гражданства в разных государствах.
  • Риск-менеджмент и учет доходности при использовании финансовых инструментов.
  • Учет долгосрочных планов семьи.
  • Услуги в сфере благотворительной и филантропической деятельности.
  • Секретарский сервис (например, услуги по подбору личного самолета или выгула собак, организация элитный туристических туров).
  • Консьерж услуги (бронирование номеров, получение виз и паспортов и т.д.).

Таким образом, на "плечи" семейного офиса можно возложить выполнение большого количества индивидуальных и нестандартных задач. К примеру, специалисты офиса могут вам подсказать, каким образом лучше владеть той или иной недвижимостью, смогут подготовить технико-экономические обоснования для новых предприятий и даже организовывать ежегодные встречи с партнерами и членами семьи. Конечно же, это только примерный перечень того, какие функции можно возложить на семейный офис.

Какие юрисдикции выбирают для учреждения семейного офиса?

При выборе юрисдикции важную роль играют факторы политической устойчивости юрисдикции, неизменности правовой системы, широкий круг специалистов, возможность получения образования для следующего поколения, возможность оптимальной передачи активов наследникам.

Практика предыдущих лет показала, что Швейцария, Лихтенштейн и Гернси являются отличными юрисдикциями для целей семейного офиса.

Чаще всего для учреждения офиса регистрируют общество с ограниченной ответственностью, поскольку это самая простая форма деятельности юридического лица. Но, как только такие компании начинают связывать свою деятельность с управлением активами, они должны будут получить разрешение от органа, который осуществляет надзор за финансовым рынком.

Необходимо заметить, что в Швейцарии должностные лица по управлению активами, в отличии от Лихтенштейна, никак не регулируются. В Лихтенштейне такая профессия жестко регламентирована, и кандидат на получение разрешения по управлению активами обязан сдать квалификационный экзамен.

Остров Гернси выбирают как надежную юрисдикцию, предоставляющую услуги в сфере управления фондами и инвестиционным управлением. Зачастую эта юрисдикция используется офисами для регистрации холдинговых структур и для управления активами семей. Так, например, регистрируется частная трастовая компания, которая в свою очередь действует как управляющий семейными трастами.

А для управления инвестиционными инструментами или страховыми структурами, — юрисдикция предлагает возможность создания protected cell company (PCC). Кроме всех вышеперечисленных форм для деятельности семейных офисов, Гернси предлагает еще немалое количество вариантов, таких как регистрация individual cells, incorporated cell company, ограниченных партнерств (с юридическим лицом или без), общих партнерств, фондов.

В Украине "семейные офисы" только начинают развиваться

Исторически так сложилось, что в Украине нет того первого поколения, которое могло бы унаследовать большие капиталы. Последние 2 десятка лет в Украине только формировался частный капитал и сейчас мы медленно переходим на этап его надлежащего структурирования и планирования.

В Украине есть условия для дальнейшего развития услуг family office, в течении последних 10 лет сформировался спрос на такой вид услуг.

На сегодняшний день, функции "семейных офисов" в нашей стране выполняют юридические компании и финансовые учреждения. Большинство признанных в Украине юридических компаний уже успешно развивают такую практику, а значит семейным офисам в Украине быть.

Для полноценного функционирования "семейных офисов" в нашей стране, необходимо провести реформы, хотя бы в рамках валютного законодательства и для свободного доступа на мировой рынок ценных бумаг. Кроме того, украинское законодательство не предусматривает такого инструмента как "траст", который является основным для "семейных офисов". Таким образом, к решению вопроса о создании "семейного офиса" необходимо подходить комплексно, учитывая факторы спроса и возможности, которые предоставляет нам наше законодательство.

И тем не менее, если Вам нужна помощь в управлении своей финансовой деятельностью и активами, персоналом и инвестициями одновременно, лучше семейного офиса этого никто не сделает. Это прекрасное решение для всей вашей повседневной деятельности, которое поможет сохранить и приумножить Ваши активы — для вас и вашей семьи и для будущих поколений.

Автор: Вячеслав Лаба
Вячеслав Лаба
Департамент международного налогового планирования ICF Legal Service

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: семья , консалтинг , инвестиции

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
l
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD - - 27.04
EUR EUR - - 29.06
RUB RUB - - 0.47
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 23.06 12.21
Киевская область 21.68 10.76
Львовская область 21.16 10.72
Читаемые в разделе
Комментируемые
Видео
Фото
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2017 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.