Гид инвестора: все меньше причин для роста цен на золото

Золото идет уже выше $1000 долларов за тройскую унцию, бьет рекорд за рекордом и, похоже, не собирается останавливаться. Но эксперты прогнозируют конец скачка цены на золото

, которые оседлали золотого тельца, сейчас потирают руки: у всех кризис и подешевевшие активы, а у них прибыль. Этот кризис перевернул все представления о том, какими бывают кризисы, но старую истину – золото дорожает во время потрясений – он лишний раз подтвердил.

Те, кто сделал ставку на него, пытаются толкать рынок вверх поразительными прогнозами. Longwave Group обещает, что через несколько лет за тройскую унцию будут давать $4000. Питер Шифф, глава Euro Pacific Capital, упорно скупающий золото с 2000 г. (и не пожалевший об этом, ведь с тех пор оно подорожало более чем трехкратно), говорит о $5000. А что? Несмотря на заявления об исторических максимумах, золоту, если сделать поправку на инфляцию, на самом деле, до них еще далеко. В 1980 г. унция стоила $873. В нынешних ценах – это почти $2300. Есть куда расти.

Но все-таки золото вряд ли способно взять эти заоблачные вершины.

Золотая лихорадка

Barclays прогнозирует $1500 к маю следующего года. Корпорация Barrick Gold, крупнейший в мире добытчик и продавец золота, в сентябре заявила, что собирается выходить из уже заключенных контрактов с фиксированной ценой продажи золота и продавать его по рыночным ценам. Этот шаг первоначально будет стоить ей миллиарды долларов и свидетельствует о крайне прочной уверенности в том, что золото будет расти и расти в цене. Именно уверенность Barrick Gold, по мнению аналитиков, заставила золото подскочить в цене выше $1000.

Даже российский Центробанк вдруг стал активным игроком на рынке драгоценных металлов: на этой неделе он сообщил, что за прошедшие 12 месяцев увеличил объем золота в своих резервах на 20%.

Но это мелочи по сравнению с Банком Китая. В апреле этого года он (обычно не слишком распространяющийся о своих золотых инвестициях) рапортовал о том, что за предшествующие пару лет скупил почти 500 тонн металла, увеличив его объем в своих резервах чуть ли не двукратно.

Крупнейшие держатели золота

Общее количество, тонн

% от общего размера резервов

США

8133,5

77,4

Германия

3408,3

69,2

МВФ

3217,3

Италия

2451,8

66,6

Франция

2445,1

70,6

Китай

1054

1,9

Швейцария

1040,1

29,1

Япония

765,2

2,3

Нидерланды

612,5

59,6

Россия

568,4

4,3

ЕЦБ

501,4

18,8

Тайвань

423,6

3,9

Португалия

382,5

90,9

Индия

357,7

4

Венесуэла

356,4

36,1

Великобритания

310,3

17,6

Спрос расходится с предложением

Но на самом деле золото растет не слишком быстро. Меньше 14% за год – маловато для вечной ценности в кризис. Тем более, что другие ценности (вроде нефти или серебра, не говоря уже о сахаре) растут куда быстрее. Да и фондовые рынки восстанавливаются после катастрофы куда веселей.

Золото отстает, и есть вероятность, что будет отставать все сильнее, а "золотые" инвесторы в скором времени вынуждены будут подсчитывать потери, а не прибыль.

Некоторые уже сейчас могут фиксировать убытки – в том случае, если они вошли в рынок в феврале и ориентируются на евро или, например, на рубль, а не на доллар. Пик стоимости золота в евро пришелся как раз на февраль – и пока вновь не достигнут.

Дело в том, что по большей части, удорожание золота в этом году – следствие удешевления доллара. Остальной прирост – это скачки вверх на волне новостей от той же Barrick Gold и других крупных игроков.

Если взглянуть на соотношение спроса и предложения, то золото сейчас уже должно идти вниз. Спрос (где учитываются физические приобретения золота в качестве инвестиций, а не перепродажа фьючерсов, а также спрос со стороны промышленности, в том числе и ювелирной) сильно превосходил предложение в третьем квартале 2008 г. и был немного выше в четвертом.

В этом же году спрос быстро снижался, во многом, из-за сжатия рынков роскоши: мировая ювелирная промышленность потребляет почти в полтора раза меньше золота, чем даже в кризисном 2008 г.

По данным World Gold Council, по сравнению с пиком третьего квартала 2008 г. спрос упал на 40% и находится намного ниже средних долгосрочных значений, а предложение выросло на 6%. Произойди что-то подобное на любом другом рынке, хоть даже на нефтяном, крах цен был бы неизбежен. Но золото все же особенный товар – оно умудряется дорожать (хотя и гораздо медленней, чем другие драгоценные металлы и прочие сырьевые товары, спрос на которые не упал так сильно).

Очередной закат золота

Если бы в 1977 г. кто-нибудь вложил $1000 в индексный фонд S&P 500 и в золото, то на данный момент вложения в акции выросли бы до более чем $8000, а в золото – менее, чем до $2000. Золото практически весь этот период было куда устойчивей, но, несмотря на тяжелые кризисы 1980-х, биржевой крах 2001 г. и, наконец, нынешний кризис, акции обогнали его более чем в четыре раза.

Аналитики Национального банка Канады в недавнем исследовании пришли к выводу, что вложения в золото малопродуктивны и с трудом компенсируют инфляцию. Да, в пик кризисов они себя оправдывают, так как золото растет в цене, когда акции падают. Но вслед за возобновлением экономического роста традиционно следуют два года, когда инвесторы активно выходят из золота, уводя его цену далеко вниз.

Как раз сейчас крупнейшие западные экономики начинают выходить из кризиса. К тому же основные центробанки мира в грядущем году начнут ужесточать монетарную политику (если не снижением ставок, то другими методами), сдерживая инфляцию и лишая инвесторов желания оставаться в золоте.

Так что золотое время золота заканчивается. Рост его долларовой стоимости еще может некоторое время поддерживаться за счет ослабления американской валюты, но и этот период будет недолгим. В октябре Bespoke Investment Group провела консенсус-опрос аналитиков с Уолл-стрит. Они пророчат золоту падение до $960 за унцию уже в первом квартале следующего года.

А что же центробанки? В целом, государства, несмотря на действия России и Китая, по-прежнему остаются нетто-продавцами золота, ведь крупнейшими держателями золотых запасов являются развитые страны, многие из которых постепенно избавляются от них, увеличивая предложение. А некоторые развивающиеся страны покупают золото от безысходности – ведь резервы нужно диверсифицировать, а надежных инструментов мало. Впрочем, сейчас у них и к золоту доверия все меньше и меньше.

Читайте также: Сколько на самом деле стоит золото