Господдержка бизнеса: как и зачем это работает

Государственная поддержка бизнеса существовала в Украине всегда, в то время как институт государственной помощи делает в Украине первые шаги
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Исторически состояние дел в сфере государственной поддержки можно описать одним словом — хаос. С вступлением в силу 2 августа закона о государственной помощи процесс наведения порядка в этой сфере должен наконец-то начаться.

Закон о государственной помощи детально регулирует предоставление государственной помощи, а также контроль за ее использованием. К сожалению, на сегодняшний день не все готово к полноценному функционированию нового правового института: не приняты некоторые важные подзаконные нормативные акты, законодательство в целом не приведено в соответствие с новым законом, портал государственной помощи хоть и формально запущен, но объективно пустует.

На данном этапе рано говорить о том, что Закон полноценно заработал: уведомления о государственной помощи, полученные АМКУ, исчисляются всего лишь десятками, к ним есть огромное количество замечаний, а соответствующий департамент АМКУ занят, прежде всего, предоставлением разъяснений органам власти по вопросам применения законодательства в сфере государственной помощи.

Несмотря на это, уже скоро бизнес почувствует большее влияние этого нового регулирования. Так, начиная с бюджетного процесса на 2019 год к бюджетным запросам, предусматривающим предоставление государственной помощи, распорядители таких бюджетных средств должны будут прилагать копию соответствующего решения АМКУ о планируемой государственной помощи.

Нередко сейчас имеют место ситуации, в которых некоторые местные органы власти с целью привлечения в свой регион инвесторов предлагают определенным компаниям участки вместе с подведенными коммуникациями. Такие действия, скорее всего, могут быть признаны недопустимой государственной помощью.

Вопросы государственной помощи также актуализируются и в процессе приватизации: инвестор, приобретая у государства соответствующую компанию, должен быть уверен, что со временем государство не потребует от компании возврата ранее полученной государственной помощи.

Как новое законодательство и его применение повлияет на сферу государственной помощи и в целом на экономику страны?

Если сейчас размер государственной помощи оценивается приблизительно в 9% ВВП, то в 2022 году — когда законодательство о государственной помощи полноценно заработает — размер государственной помощи в сравнении с ВВП снизится до 2%. Иными словами, государственной помощи в Украине в скором времени станет намного меньше.

Бизнесу стоит запомнить, что с августа 2017 года новая государственная помощь может быть предоставлена только после получения предварительного разрешения АМКУ. Что же касается государственной помощи, действующей на момент вступления в силу закона, то АМКУ должен в течение года провести ее мониторинг, и если такая государственная помощь окажется недопустимой для конкуренции, то АМКУ предоставит рекомендации по внесению изменений в программу государственной помощи, введению дополнительной процедуры исполнения программы или все-таки прекращению исполнения такой программы.

Риски для бизнеса

Если предоставленная государственная помощь признается АМКУ недопустимой для конкуренции, АМКУ принимает решение о прекращении государственной помощи и ее возврате. Кроме того, вернуть придется не только соответствующую сумму, но также на нее будут начислены проценты за использование (двойная учетная ставка НБУ за соответствующий период). Однако и это не самое страшное: ведь не стоит исключать и возможности обращения конкурентов в суд с исками о возмещении убытков.

Что касается украинских судов, то их роль — ввиду отсуствия иных влиятельных участников процесса (в ЕС, например, огромную роль в сфере государственной помощи играет наднациональный игрок — Еврокомиссия) — в применении законодательства о государственной помощи трудно переоценить. На данном этапе трудно оценить готовность украинских судов к новому типу дел, а также к практическому применению статьи 264 Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС, устанавливающую обязанность принимать во внимание соответствующее законодательство и практику ЕС в процессе толкования норм о государственной помощи.

В ЕС за многие годы наработана практика применения законодательства о государственной помощи в разных формах и во множестве сфер. Несмотря на специфику регулирования государственной помощи в ЕС и некоторые различия с украинской системой регулирования, европейская практика, безусловно, является хорошим подспорьем во внедрении и запуске такого института в Украине.

На что уже сейчас стоит обратить внимание бизнесу?

Наиболее консервативным и безопасным способом для бизнеса будет удостовериться, что орган власти уведомил АМКУ о любой планируемой схеме государственной помощи до ее реализации. До фактического получения государственной помощи получателю следует проверить наличие решения АМКУ о допустимости такой помощи для конкуренции.

Несмотря на то, что обязанность уведомлять АМКУ о государственной помощи лежит на органе власти, бизнесу-получателю государственной помощи следует всесторонне способствовать подготовке таких уведомлений.

Разрабатывать схемы новой государственной помощи стоит изначально с учетом ограничений, установленных правилами государственной помощи (например, государственная помощь в пределах эквивалента 200 000 евро за 3 года не подлежит уведомлению из-за своей незначительности).

И, конечно, бизнесу стоит быть уверенным, что он всегда осведомлен о получаемой им самим государственной помощи. На данном этапе многие компании просто не осознают, какими видами государственной помощи они пользуются и каков размер такой помощи.

Если государственная помощь после всех процедур одобрена АМКУ, все равно не стоит расслабляться, так как использовать такую помощь нужно в строгом соответствии с ее заявленной целью.

Рекомендации конкурентам получателей государственной помощи

Одним из базовых принципов нового регулирования является недопустимость государственной помощи для конкуренции. Бизнес, не получающий государственную помощь, не может на равных конкурировать с получателями государственной помощи. Исходя из этого, вопросы государственной помощи, как правило, беспокоят не только получателей государственной помощи, но и конкурентов таких получателей. При правильном использовании, институт государственной помощи предоставляет прекрасную возможность устанавливать справедливые правила игры на рынке.

Конкурентам рекомендуется занимать активную позицию и предоставлять АМКУ всю имеющуюся информацию о незаконной государственной помощи, предоставляемой конкурентам. Также не стоит брезговать и возможностью проинформировать АМКУ о нецелевом использовании конкурентами государственной помощи.