Инвестфонды публично ограничат

НКЦБФР разработала Концепцию стимулирования публичных размещений ценных бумаг в Украине, предложив ряд финансовых и регуляторных уступок таким эмитентам. Эксперты, оценивая документ позитивно, обращают внимание на ущемление в нем прав инвестфондов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку решила стимулировать отечественные компании к открытому размещению своих акций на украинских фондовых площадках. На сегодняшний день таковые абсолютно не пользуются популярностью среди эмитентов. Так, к примеру, в 2011 году общий объем зарегистрированных выпусков акций в Украине составил 54,6 млрд. гривен. Решений о публичном их размещении было принято всего на 0,32 млрд. гривен.

В этой связи ведомство подготовило соответствующую концепцию, в которой предлагаются конкретные меры "воздействия" на ситуацию. Документ оказался в распоряжении "Дела".

В частности, при регистрации публичных размещений ценных бумаг будет установлен более лояльный размер госпошлины — 0,1% от объема выпуска по сравнению с 0,2% для закрытых размещений. Также предлагается предусмотреть возможность осуществления публичных размещений по решению наблюдательного совета АО без необходимости собрания акционеров.

При этом на публичные размещения не будет распространяться норма, согласно которой увеличивать уставный фонд компании нельзя, если размер собственного капитала меньше УФ, или когда общество располагает выкупленными акциями.

Кроме того, стимулировать эмитентов к публичности будут и налоговым "пряником". Одна из предложенных норм касается наделения налогоплательщика правом относить покупку ценных бумаг в ходе публичного размещения на затраты в том же отчетном периоде (а не в том периоде, когда были признаны и доходы от их отчуждения).

НКЦБФР также планирует обсудить с Национальным банком возможность снижения для банков резервных требований по ценным бумагам из биржевого реестра и упрощения иностранным инвесторам порядка возврата инвестиций в такие бумаги.

Еще одной нормой, предлагаемой документом, является установление для инвестиционных фондов обязательного норматива инвестирования в ценные бумаги, которые были размещены публичным путем. Он составит 50% от стоимости ценных бумаг, которые входят в состав активов ИСИ.

Эксперты подтверждают необходимость стимулирования открытых размещений ценных бумаг в Украине. "Конечно, в целом, начинание комиссии стоит приветствовать. Большинство предложенных шагов правильны", — говорит председатель правления Украинской биржи Олег Ткаченко. Однако, добавляет он, как минимум, один из них стоит пересмотреть. Речь идет о норме, касающейся инвестфондов.

С этим мнением соглашаются все опрошенные "Делом" профучастники рынка. "По сути, выходит, что инвестиционные фонды будут обязаны покупать такие ценные бумаги, независимо от их качества и доходности, и как это объяснять своим инвесторам?", — негодует директор одной из управляющих компаний. — "Комиссия решила пойти самым простым путем: если на рынке нет денег и частных инвесторов, то эту проблему можно решить за счет фондов. Рынок ИСИ и так себя чувствует не очень хорошо, а этой нормой его добивают".

По словам управляющего директора ИГ "Универ" Алексея Сухорукова, за исключением "репрессивной" нормы в отношении ИСИ, остальные положения лишними не будут. Однако вряд ли они станут ключем к решению проблемы. Эмитентам просто нет смысла приходить на рынок, где отсутствует ликвидность. А для того, чтобы насытить его деньгами необходимы новые инструменты (например, двойной листинг акций иностранных эмитентов на наших биржах или сертификаты специализированных ИСИ), которые привлекут инвесторов.

Тем более, что помимо отсутствия качественных инструментов, отсутствует и желание у самих эмитентов строить прозрачные отношения с инвесторами. Маленький free-float компаний (при свободном обращении всего 2% акций уже можно считаться "голубой фишкой") и отсутствие у миноритарных акционеров возможности реально препятствовать попранию своих прав отбивают желание вкладываться в "псевдопубличные" размещения.