Ни одному коммерческому банку и не снилось то, что взяли на себя госбанки — Евгений Березовский

Новый зампред Дельта-Банка Евгений Березовский о причинах ухода из крупнейшего госбанка, перспективах "Дельты" и об особенностях государственного регулирования в условиях войны

В конце сентября Евгений Березовский покинул пост заместителя председателя правления Государственного Ощадного банка. Позже стало известно, что он принял предложение Николая Лагуна и перешел в Дельта-Банк. Это было неожиданно, учитывая давнюю дружбу Березовского с председателем правления крупнейшего госбанка Андреем Пышным и слухи о нестабильной ситуации в банке Лагуна.

В интервью с Березовским Delo.UA выясняло, с чем связано такое решение, что изменилось в Ощадбанке за последние полгода и чем новый зампред "Дельты" планирует заниматься на новой должности.

С чем связан ваш переход в Дельта-Банк?

На самом деле, мы с Николаем Лагуном достаточно давно знакомы и заключали сделки, касающиеся разных активов. И в какой-то момент мы подумали, что хорошо бы работать вместе. Так как я всю жизнь работал в коммерческих банках, то принял предложение перейти в "Дельту". Разговоры о каких-то подводных камнях и конфликтах здесь неуместны и в отношении "Дельты", и в отношении "Ощада". Это разумное предложение о работе, не более.

Мне интересен коммерческий банк. И объективно, из коммерческих банков в Украине сейчас потенциал есть всего у нескольких. Этот банк — один из самых быстрорастущих. Поэтому я принял предложение Лагуна.

Что касается "Ощада", где я почти полгода проработал, это безусловно важный опыт. Исключительно сильная команда. Но это частный государственный банк со всеми атрибутами государственного банка.

Вы не сошлись в философии с моделью Ощадбанка?

Коммерческий и государственный банки значительно отличаются друг от друга. Особенно Ощадбанк. Хотя с тех пор как я туда пришел, он радикально изменился.

В чем эти перемены заключаются?

То, что делается в нынешней ситуации — это изменения в отношениях Ощадбанка с клиентом. Сервисы, обучение персонала, изменение в сознании людей, что это банк для клиента, а не клиент для банка, изменение идеологии. Сейчас идет работа по написанию стратегии банка. Я уверен, что в обозримом будущем он будет реально занимать то место, которое должен занимать в отношении людей. Одна из ключевых позиций, которая удивляет больше всего, это то, как люди относятся к Ощаду. Ощадный банк — единственный банк в стране, у которого стопроцентная гарантия всех вкладов. Люди этого не понимают. Для людей Ощадбанк — это такая сберкасса, хотя это далеко не так. Для меня, например, было откровением, что мобильный сервис Ощадбанка удобнее, чем мобильные сервисы многих коммерческих банков. Я сам им пользуюсь и буду оставаться клиентом, потому что это удобно.

Вы, наверное, обратили внимание, что появилась новая реклама Ощадбанка с котом. Она очень провокационная. Можно как угодно относиться к коту — важно, чтобы люди обратили внимание, что банк меняется. На самом деле, это такая смена парадигмы, как бы ни громко это звучало. По поводу этого кота было много дискуссий, но мы доверились консультантам, которые посоветовали отказаться от стандартной банковской рекламы — "сейф, денежки, процентики..." И это, безусловно, сработало.

Да, похоже сработало — у Ощадбанка достаточно позитивная динамика по депозитам по сравнению с другими банками

Это в том числе потому, что Андрей Пышный внедрил новую систему мотивации для персонала, которая привязана к результатам, впервые за историю Ощадбанка. Я с глубоким уважением отношусь ко всему, что там происходит. Ощадбанк является отражением ситуации в целом в стране: восточные регионы, Крым и так далее. И при этом у них позитивная динамика по депозитам, позитивная динамика по карточкам.

В Ощадбанк приходят крупнейшие клиенты страны. "Укрзализныця" полностью перешла на обслуживание в Ощадбанк.

Это ведь все равно во многом государственное решение.

Да, но это непросто. Перевести "Укрзализныцю" — это перевести 400 тыс. карточек. И это колоссальная ответственность, потому что на самом деле все эти государственные клиенты сильно избалованы. Ощадбанк участвовал в тендерах, реально нужно было предложить хорошие условия. Многие сотрудники железной дороги кредитовались в других банках, и надо было их переманить.

Что за полгода в Ощадбанке у вас получились, а что — нет?

Это слишком короткий срок, чтобы можно было говорить, что что-то удалось или не удалось довести до конца. Я считаю, что та команда, которая сейчас есть, за полгода смогла быстро разобраться в ситуации, провести ключевую реструктуризацию банка для того, чтобы усилить кредитный портфель. Позитивный тренд — это не мой результат, а результат команды в целом.

То, что на себя взяли госбанки, ни одному коммерческому банку и не снилось, включая ПриватБанк. Спектр задач, которые сейчас приходится решать Ощадбанку, огромен. По пенсиям, по социальным выплатам, по поддержке сложных регионов. Ощадный банк — лучший банк в стране с точки зрения подходов к решению сложных задач. Я уверен, что когда волна схлынет, люди начнут оценивать трезво, кто как прошел кризис. Если вспомнить российскую банковскую историю, то в 1998 году был знаменитый Инкомбанк, "Российский кредит", "Менатеп"… Крупнейшие банки, крутые пацаны! А сейчас посмотрим на ландшафт: кто остался? Тот, кто домашнюю работу лучше делал и матчасть учил.

Как вы уходили от Пышного?

Мы давно друг друга знаем, у нас правильные отношения профессионалов. Мы друзья, продолжаем и будем продолжать общаться и в профессиональном смысле, и в личном. Все разговоры, о том, что мы поругались — полный бред.

Когда вам предложил работу Лагун?

Где-то месяца два назад. Дельта Банку нужен был человек, который будет заниматься корпоративными клиентами, реструктуризацией, изменениями в работе корпоративного бизнеса. Сначала это было просто обсуждение, потом это вылилось в конкретное предложение.

"Дельта" тоже переживает непростой период. Это один из самых быстро растущих банков, но в этом есть и свои недостатки. Сейчас банку требуется докапитализация. Как вы рассчитываете ее провести?

У Дельта Банка, во-первых, есть сильные партнеры внутри банка (Лагун и Cargill — прим. ред.). Вся капитализация у нас согласована с Национальным банком, и в те сроки, которые нужно, оба акционера подтвердили докапитализацию банка.

Проблем с капиталом сейчас нет?

Проблемы не с капиталом и нормативами. Проблема в ситуации с оттоком. У Дельты тоже был позитивный тренд с привлечением депозитов, но, безусловно, военная ситуация сильно повлияла на результаты.

Почему сорвалась сделка с Универсал Банком?

Я думаю, у этой истории будет продолжение. Это не моя сделка, я не готов ее комментировать. Можете вопросы Николаю Ивановичу (Лагуну — прим. ред.) задать.

Последние полтора года "Дельта" была активным игроком в банковских поглощениях. Был увеличен портфель, в том числе корпоративных клиентов. Вы уже ознакомились с качеством портфеля?

Да. Сейчас много статей по поводу "Дельты", но 99,9% того что пишется — это ерунда. "Купили за доллар, продали за 800, за 200…" Это все наносное. Профессионалы на рынке понимают, откуда вся эта заказуха идет и кто ее оплачивает. Там есть хорошие и плохие активы, но у каждого портфеля, приобретенного "Дельтой", была правильная цена. Они покупались с достаточным дисконтом, чтобы с ними работать и зарабатывать. Любой проблемный актив можно оценить. Ни в одной из эти покупок я не вижу проблем. Потому что у "Дельты" есть очень правильная отработанная модель поглощения банков. На самом деле, покупались не портфели — портфели покупать легко. Есть покупки и просто портфелей, и есть покупка банков. В покупке банков с отделениями и активами есть свои плюсы. За счет этого "Дельта" росла как по активам (за счет покупки портфелей), так и как сеть.

Эти активы покупались по правильной цене. Есть очень проблемные банки. "Родовид" — банк с очень проблемными активами, но у него есть своя цена. И если купить его за правильную цену, то на этом можно заработать.

Дельта Банк еще планирует покупки?

Мы рассматриваем сейчас разные кейсы, которые в том числе будем покупать, заходить в активы или банки. Сейчас это сложнее, раньше было гораздо проще оценить состояние клиента.

Цель все та же, наращивание портфеля?

Цель одна: зарабатывать деньги. Наращивание портфеля делается только ради этого.

Ваша сделка с Астра Банком. Что будет в дальнейшем с банковской лицензией?

Скорее всего, если нет выгоды от присоединения, нужно продавать. Сейчас есть несколько покупателей на него. Лицензия стоит немного, $3-5 млн. Новый банк — это одна стоимость, действующий банк, в котором уже есть капитал — другая стоимость. Вопрос — что дальше с этим делать. Регуляция достаточно жесткая, новый банковский бизнес развивать стало сложнее.

Какой сейчас горизонт планирования в Дельта Банке?

Он как был, так и есть годовой, при этом, конечно, ежеквартально корректируются бюджеты. А если говорить о каких-то действиях, то сейчас, конечно же, изменения будут происходить ежемесячно.

Зависит от того, как будет выравниваться ситуация в стране. Когда кризис закончится, люди начнут позитивно воспринимать банки, начнет развиваться бизнес.

Сейчас тоже можно зарабатывать и многие вещи пытаться делать, но это непросто.

Вы прошли стресс-тесты НБУ. Проводите ли вы внутренние стресс-тесты?

Постоянно. Гораздо более жесткие, чем те, что проводятся Нацбанком.

Какой курс закладываете в стресс-тест?

Курс, который сейчас обсуждается — в районе 13,5-14. Но я считаю, что административный — это правильный курс. Сейчас рыночный курс — это смесь рыночного и административного.

В России пытаются удерживать курс, но не жестко — и он уже 40. Украина идет по пути административно-рыночного управления курсом, и это правильно. Не сильно тратя деньги и при этом поддерживая. Если такой тренд продолжится, то курс будет адекватным рыночной ситуации. Он не может быть 8 и не может быть 10. Почему именно 13,5? На улицу выйдите и посмотрите, что происходит.

На чем хотите сделать акцент в работе в Дельта Банке?

Хочу структурировать корпоративный бизнес и отношения с корпоративными клиентами. Они непростые — когда покупаешь проблемный портфель, то сразу же начинаешь общаться с клиентом и с проблемой. Хочу усилить команду и создавать новые продукты.

Для меня сейчас это вызов. В банке сложная ситуация, но я верю в акционеров, верю Лагуну. Знаю, что у них есть и деньги, это их бизнес, и они будут его развивать.

Вы выходец из Альфа-Групп. Можете сравнить ситуацию в "Альфе" в то время и сейчас в "Дельте"?

С одной стороны, эти банки похожи. "Дельта" — это ранняя российская "Альфа": напористые акционеры, желание развиваться не просто быстрее рынка, а значительно быстрее. В России у ранней "Альфы" не было опыта покупки больших банков. В последние 3-4 года у "Дельты" была возможность развиваться и становиться больше за счет приобретений.

На рынке существует мнение, что за последние несколько лет "Дельта" перешла из разряда крупного банка в банк "слишком большой, чтобы упасть", поэтому НБУ будет всегда поддерживать Дельта-Банк.

Регулятор в любой стране помогает и сотрудничает с системными банками. Регулятор в любой стране отфильтровывает мелкие банки, потому что они не оказывают существенного влияния на банковскую систему. Но это не значит, что есть неприкасаемые. Поэтому здесь эксклюзивного отношения от того, что это большой банк, я думаю, нет. Но у Дельта Банка акционеры правильно себя ведут по отношению к банку, к НБУ и ситуации в стране. Поэтому я думаю, что взаимоотношения будут корректные, правильные, и регулятор будет поддерживать.

В стране — война. Регулятор должен по всем вопросам общаться с крупными банками каждый день — и он общается.

Сейчас идет активная пиар-кампания против Дельта Банка. Как вы считаете, кто за этим стоит?

Там целый ряд заказчиков. Я думаю, вы сами прекрасно знаете. КУА "Практика" по Кредитпрому (в 2013 году счета Кредитпромбанка, принадлежащего Лагуну, были арестованы по иску КУА "Практика", так как банк не вернул компании депозит — прим. ред.). Ребята, вы бы со своей историей разобрались, прежде чем про кого-то писать. Я думаю, это все закончится в обозримый период. Мы с Лагуном достаточно давно общаемся, и я знаю, что все это — ерунда. Как тот полнейший бред, который был написан про его арест. Это такой низкопробник… Люди, которые это заказывают — для них это фол последней надежды, значит все остальное не сработало.

Вы не видите никакого особого отношения Гонтаревой к Лагуну?

Я не вижу особого отношения в том, что регулятор общается и помогает крупнейшим банкам. А как по-другому? Как регулятор может не помогать ПриватБанку? Вот те оголтелые комментаторы, которые пишут "вот они там помогают", пусть ответят — как по-другому? Когда у банка забирают вклады не потому что он плохой, а потому что кризис в стране, потому что война. Не помогать? Найдите другое лекарство… Может давайте завтра шестьдесят банков закроем. И? Кто станет временным администратором?

Я считаю, что Национальный банк все делает так, как должен. Совершаются ошибки? Безусловно. А кто не совершает ошибки в такой ситуации? Работая в "Ощаде" и зная, какая ситуация на востоке, Андрей Пышный ежедневно проводил совещания для того, чтобы отслеживать ситуацию в тех регионах. Там ты понимаешь, что реально происходит: в стране — война. Какими должны быть действия в такой ситуации — ни в одном учебнике не написано. И в украинских институтах этому не учили.