НКЦБФР разрешит участникам фондового рынка выбирать между АУФТ и ПАРД

Решение НКЦБФР о предоставлении возможности профучастникам фондового рынка выбирать между дублирующими функции друг друга организациями может привести в конечном итоге к исчезновению одной из них

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может инициировать внесение изменений в нормативно-правовые и законодательные акты в сфере саморегулируемых организаций (СРО). Как сообщили Delo.UA в Комиссии, регулятор работает над внесением в эти документы изменений, в соответствии с которыми профучастники фондового рынка, хранители и торговцы ЦБ смогут выбирать между двумя образовавшимися СРО.

Напомним, сейчас, согласно 48 статье Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", профучастники фондового рынка должны в обязательном порядке в трехмесячный срок стать членами профильной саморегулируемой организации.

Реализация таких инициатив Комиссии станет логическим продолжением начатых регулятором изменений на ниве СРО — в декабре 2014 статус саморегулируемой организации депозитариев ценных бумаг получила АУФТ (Ассоциации украинских фондовых торговцев), ранее являвшаяся лишь СРО торговцев, а 13 января 2015 статус СРО торговцев получила ПАРД (Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев), до этого имевшая лишь статус саморегулируемой организации депозитариев.

Статус без смысла

Таким образом, после формирования двух СРО одного и того же профиля, несколько нивелируется сам смысл создания саморегулируемой организации.

Предполагается, что СРО способны без вмешательства госорганов самостоятельно регулировать собственную деятельность, влиять на участников рынка и отстаивать интересы рынка перед законодателями.

В частности, согласно "Положению о саморегулируемых организациях профучастников фондового рынка", СРО могут разрабатывать правила ведения соответствующего вида профессиональной деятельности, внедрять механизмы разрешения споров, представлять членов СРО в органах государственной власти, устанавливать требования к профессиональной подготовке членов СРО.

Однако чтобы представлять интересы участников рынка-торговцев или депозитариев перед регулятором, либо прописывать правила ведения того или иного вида профессиональной деятельности, необходимо объединять максимальное число участников.

Впрочем, пока фондовый рынок страны малоразвит, а НКЦБФР не идет на делегирование полномочий, в том числе, в части сертификации участников рынка, статус СРО не наделен должным смыслом.

Алексей Сухоруков, управляющий партнер инвестиционной группы "Универ" уверен, что отечественный фондовый рынок не готов к саморегулированию. "Рынок не созрел до необходимости саморегулирования, — отмечает он. — Когда дорастет — не нужно будет никого обязывать, институт саморегулирования возникнет сам".

В оценке действий Комиссии относительно предоставления статуса СРО двум структурам мнения разошлись. АУФТ не поддерживает такое решение регулятора.

"В конце прошлого — начале этого года, мы опросили членов АУФТ. Им все равно, будет ли две СРО по двум видам деятельности, либо отдельная СРО по каждой — все это форматы, которые не влияют на суть, — отмечает Сергей Антонов, глава Совета СРО АУФТ. — А еще это повторение ранее пройденных ошибок. Снова складывается ситуация, когда две профассоциации вынуждены большую часть времени и усилий тратить на борьбу за количество членов, а не на развитие своих отраслей".

В ПАРД настаивают, что статус СРО для них не самоцель, хотя ассоциация с 2013 года добивалась нынешнего положения дел, при котором участники рынка будут выбирать, к какой из ассоциаций присоединяться.

В НКЦБФР подчеркивают, что отечественное законодательство не запрещает тому или иному объединению иметь статус СРО по нескольким видам деятельности. "Что же касается ПАРД и АУФТ, то они изъявили желание зарегистрироваться как СРО торговцев ЦБ, так и СРО профучастников фондового рынка, осуществляющих депозитарную деятельность, — заявили в Комиссии. — В частности, эти ассоциации подали в НКЦБФР пакеты документов, по результатам рассмотрения которых не выявлены противоречия и несоответствие действующему законодательству и нормативно-правовым актам Комиссии".

НКЦБФР уточнила, что считает целесообразным внесение изменений в регуляторную базу для предоставления права профучастникам самостоятельно выбирать между АУФТ и ПАРД.

Миграция фондовиков

Упомянутое выше изменение позволит профучастникам "мигрировать" из одной СРО в другую.

Вряд ли участники рынка изъявят желание оставаться сразу в двух организациях — это неудобно как с точки зрения подачи отчетности, так и с позиции необходимости внесения ежеквартальных взносов (в АУФТ это 700 грн, в ПАРД — 760 грн).

Как отмечает Алексей Сухоруков, у участников теперь есть право выбора. "Обязательное членство в монопольной СРО я лично рассматриваю исключительно как навязанную услугу и административную нагрузку на и без того слабый рынок", — подчеркнул он.

Не все опрошенные Delo.UA участники определились, с кем из объединений останутся. Так, по словам Алексея Сухорукова, поддержка со стороны АУФТ акциза на покупку ценных бумаг и депозитарной реформы, усилившей роль государства в инфраструктуре фондового рынка, подталкивает к восприятию этой организацию скорее как антирыночной.

Дмитрий Тарабакин, управляющий директор Dragon Capital, считает, что АУФТ и ПАРД нельзя назвать одинаковыми СРО. "Они похожи как ночь и день. Лишь одна из них действительно профессиональная и рыночная. Думаю, со временем она одна и останется", — уверен он.