Норматив адекватности капитала банков в сентябре снизился до 7,09%

Норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) по системе банков Украины в сентябре 2015 года снизился с 7,88% до 7,09%
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) по системе банков Украины в сентябре 2015 года снизился до 7,09% с 7,88% в предыдущем месяце.

Согласно данным НБУ, обнародованным в пятницу, при этом норматив мгновенной ликвидности, установленный на уровне не менее 20%, за месяц подрос до 61,26% с 60,69%.

Помимо этого, по сравнению с установленным Нацбанком максимальным уровнем, по итогам сентября символически вырос норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента — 23,27% (Н7, потолок — 25%, в августе –23,25%), норматив крупных кредитных рисков составил 819,95% (Н8, потолок — 8-кратный размер регулятивного капитала, в августе — 707,36%).

К началу октября регулятивный капитал по системе украинских банков составлял 82,443 млрд грн, что на 10,5% меньше, чем месяцем ранее (92,129 млрд грн).

Как сообщалось, с 15 мая НБУ обязал все украинские банки к 1 февраля 2016 года обеспечить норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) на уровне не менее 5%, до конца 2017 года довести его минимум до 7%, а спустя еще год — вернуть его на докризисное нормативное значение в 10% и выше.

Банкам с текущим нормативом Н2 на уровне от 7% до 10% поставлена задача увеличить его до более чем 10% до начала 2017 года.

В отношении остальных экономических нормативов, которые нарушили банки в связи с падением курса гривни после 6 февраля 2015 года, Нацбанк потребовал устранить их до 2017 года, если отклонение от норматива составляло до 5 процентных пункта (п.п.). Если оно было в диапазоне от 5 до 10 п.п. — до 2018 года, если свыше 10 п.п. — до 2019 года.

Помимо этого, НБУ обязал все банки предоставить ему до 1 сентября детальные планы мер по устранению таких нарушений, а далее ежеквартально отчитываться в их выполнении.

Этим же постановлением Нацбанк утвердил форму составления такого плана мер, который должен содержать программу капитализации или реструктуризации, ежеквартальные реалистичные графики приведения значений нормативов к нормативным значениям. Установлено, что план мер каждого банка будет согласовывать правление НБУ.

Регулятор также решил не применять меры воздействия к банкам, нарушившим экономические нормативы из-за девальвации гривни после 6 февраля этого года, за наличие убытков, связанных с переоценкой счетов в иностранной валюте и банковских металлах и формированием резервов, а также за увеличение доли негативно классифицированных активов до 10% и более от общей сумы активов, по которым должен оцениваться риск и формироваться резерв.

НБУ с 26 февраля этого года и на период до 2019 года ввел для банков ряд послаблений в связи с падением курса гривни после 6 февраля, в частности, отказался от применения мер воздействия за нарушение экономических нормативов минимального размера регулятивного капитала (Н1), Н2, нормативов текущей ликвидности (Н5), краткосрочной ликвидности (Н6), максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7) , больших кредитных рисков (Н8), максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9), максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10), лимита общей короткой открытой валютной позиции.

Вместе с тем, такое послабление требований доступно при соблюдении банками ряда условий, в частности, соблюдения нормативов Н7, Н8, Н9, Н10 на дату заключения договора/осуществления операции. Помимо того на послабление требований не смогут рассчитывать банки, не имеющие прозрачной структуры собственности.