Новый курс: что изменит новопринятая стратегия реформирования финансового сектора

15 мая Национальный совет реформ утвердил стратегию реформирования финансового сектора до 2020 года. С одной стороны, документ ставит перед участниками очень амбициозные цели, с другой, это одна из немногих опубликованных за последнее время стратегий, расписанных достаточно подробно, чтобы дать представление о путях и сроках выполнения поставленных задач. В том, насколько реалистичны амбициозные планы реформаторов, разбиралось Delo.UA
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Что нужно для работы финансового сектора? Если упрощенно, то нужно иметь, что инвестировать, куда инвестировать, а также быть в состоянии защитить свои права. Реформа, которою планирует реализовать Национальный совет реформ, должна к 2020 году все это Украине дать.

В планах — укрепление роли регуляторов, очищение от проблемных учреждений, восстановление доверия к остальным участникам рынка, а также обеспечение равноправных, прозрачных и конкурентных рыночных условий.

Согласно презентации, подготовленной участниками совета по разработанной стратегии, к 2020 году инфляция должна сократиться до 5%, а золотовалютные резервы страны — увеличиться до $38,7 млрд.

Кроме того, доля безналичных платежей, проводимых через локальную систему, должна увеличиться с нынешних 1,2% до 30%, а количество наличности в экономике — сократиться с 18% до 10%.

Запланировано также увеличение активов публичных ИСИ (с 0,1% ВВП до 10%), снижение ставки по кредитам (с 16,7% до 10%), рост пенсионных накоплений (с 1% ВВП до 15%), увеличение проникновения страхования (с 0,7% до 7% ВВП).

Светлое будущее

Цель стратегии — создание работающей финансовой системы, которая могла бы обеспечить экономическое развитие за счет перераспределения ресурсов.

Реализовывать ее будут в три этапа: сначала очистят финсектор от "мусорных активов" и недобросовестных участников рынка, затем раскроют собственников оставшихся учреждений и повысят их капитализацию. Этот этап записан в пройденные, и сейчас на стадии реализации — формирование основ для развития: усиление защиты прав инвесторов и потребителей, развитие инфраструктуры, пенсионная реформа.

С середины 2016 года должна начаться работа над наращиванием долгосрочных ресурсов, ростом активов, увеличением числа инвесторов и развитием рынка капитала.

Чтобы стратегия заработала, нужно принять 40 законодательных актов. В частности, в ближайшее время Верховная Рада должна поддержать законопроекты о независимости Нацбанка, усилении требований по эмиссии ценных бумаг, внедрению накопительной системы негосударственного пенсионного страхования, а также принять законопроекты о страховании, деривативах, усовершенствовании процедур по наложению штрафов на рынке ценных бумаг и отменить принятие законопроекта о реструктуризации валютных кредитов.

Нужно также имплементировать 49 Директив ЕС, в том числе относительно свободного движения капитала, либерализации валютного законодательства, внедрения механизмов хеджирования валютных рисков. Долларизация пассивов украинских банков в итоге должна сократиться до уровня ниже 40%.

В перспективе также предполагается создание института финансового омбудсмена, установление санкций к участникам финансовых рынков за нарушение прав потребителей, переход на электронный документооборот и идентификацию клиента без его физического присутствия, формирование единой базы данных, накопленных всеми регуляторами финрынков.

Ряд изменений необходимо будет провести и в сфере налогообложения в части инвестиционных доходов и участников фондового рынка. К примеру, налогами планируется стимулировать долгосрочные инвестиции в страну. Как объяснил принцип работы такого механизма один из соавторов программы, управляющий директор Инвестиционной Группы УНИВЕР Алексей Сухоруков, планируется, что доход от роста курсовой стоимости ценных бумаг не будет облагаться налогом, если инвестор владел этими бумагами больше определенного срока.

Палки в колесах

Но к программе есть и вопросы. К примеру, относительно вполне логичной инициативы по уменьшению наличных денег в обращении. Наличность — опора для теневой экономики, а исследование Министерства экономического развития и торговли "Тенденции теневой экономики в 2014 году" показало, что доля теневой экономики в Украине за прошлый год увеличилась с 35% до 42% ВВП, что является рекордным показателем с 2007 года.

Впрочем, как отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, сокращения наличности можно добиться за счет прироста депозитов. "Учитывая, что мы будем иметь низкий старт, так как объемы депозитов с начала года снижаются, то даже если мы просто вернемся к первоначальным значениям, это значительно сократит (удельный) вес налички в обращении", — отмечает экономист.

Однако тут есть препятствие в виде отсутствия доверия к банкам. Как отмечает начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank Егор Перелыгин, в первую очередь для этого нужно качественно защищать как права потребителей, так и права кредиторов/инвесторов, ведь именно эта правовая защита и есть залогом стабильности и может стимулировать размещение средств на депозитах.

Под вопросом пока и наращивание золотовалютных резервов, так как для этого сначала необходимо провести успешную реструктуризацию внешних долгов. Кроме того, важным является увеличение экспорта украинских товаров и, как следствие, улучшение платежного баланса.

"Для увеличения экспорта необходимы не только реформы и имплементация новых "западных" производственных стандартов, но и предоставление качественной и стабильной платформы долгосрочного финансирования экономической деятельности бизнеса, — напоминает Егор Перелыгин. — Это значит, что нужно стимулировать развитие рынка капитала и поощрять альтернативные каналы, как привлечения финансирования, так и хеджирования рисков".

Таким образом, в банковской системе должны сформироваться долгосрочная стабильность и достаточный уровень ликвидности. В настоящее время производителям невыгодно привлекать краткосрочные кредитные ресурсы для развития долгосрочного системного бизнеса, поскольку это экономически не оправдано и слишком рискованно. В итоге малый и средний бизнес не могут получить ресурсы для осуществления инвестиций и запуска своих бизнес-циклов.

Дать долгосрочный ресурс могла бы пенсионная реформа, которая прописана в стратегии как одна из первоочередных задач, но именно она вызывает больше всего вопросов. По опыту Польши известно, что именно создание второй ступени пенсионного страхования позволило создать в стране пул внутренних инвесторов, за которыми, как правило, подтягиваются внешние.

Сейчас в Раду внесен соответствующий законопроект, предусматривающий, что ежемесячно будет отчисляться процент с зарплаты на специальный накопительный счет. С 2017 года обязательное отчисление составит 2%, затем каждый год станет увеличиваться на 1%, и к 2022-му достигнет 7%. Министр социальной политики Павел Розенко ранее отмечал, что в течение 2017 года эта реформа позволит привлечь в экономику до 5 млрд грн.

И как он сам подчеркивал, провести пенсионную реформу мешает нынешний дефицит Пенсионного фонда, который составляет 80 млрд грн. "Любое создание накопительной дополнительной системы, в которую будет идти часть от тех сборов, которые сейчас идут в Пенсионный фонд, будет только увеличивать дефицит, а увеличивать налоговую нагрузку мы тоже не можем", — объясняет Жолудь. Дальнейшее увеличение дефицита при отсутствии средств для его перекрытия может означать сокращение пенсий для нынешних пенсионеров.

По словам аналитика, следовало бы пересмотреть не доходную, а расходную часть Пенсионного фонда, в первую очередь расходы на выплаты льготникам. "Те же представители МВД очень многие могут выходить на пенсию в 40 лет, по другим профессиям есть схожие льготы. И насколько я слышал, 15-16% из того перераспределения, которое идет на пенсию, 4% — это спецпенсии, целесообразность которых под вопросом, ведь достаточно часто они выдаются чиновникам высоких рангов, которые и довели страну до ситуации, которую мы видим на сегодняшний день", — говорит Александр Жолудь.

Однако, по словам Алексея Сухорукова, для финансовой реформы придется запускать второй уровень в условиях дефицита Пенсионного фонда. "Без нее он будет дефицитным всегда", — уверен соавтор стратегии. При этом, по его словам, это не грозит сокращением пенсий, так как коснется только будущих пенсионеров и тех, кто сегодня получает спецпенсии.

"Очевидно, что сейчас ни работодатели, ни будущие пенсионеры не заинтересованы платить пенсионные налоги, потому что первый (солидарный) уровень — обезличенный. Кроме того, он неэффективен с точки зрения демографических трендов. Чем раньше мы начнем уменьшать его составляющую в пенсионной системе, тем меньше будем зависеть от дефицита", — уверен Алексей Сухоруков.

Реформа финансового сектора опирается, в том числе, на серьезное сотрудничество с Кабмином и министерствами, в частности с Минфином и Минсоцполитики, без содействия которых невозможно будет ее реализовать. И именно в неэффективной системе управления государством, построенной на запретах и коррупции, Сухоруков видит наибольшую угрозу для реализации стратегии.

"Украина — никакая не демократическая республика, а бюрократический олигархат, который сопротивляется и будет сопротивляться реформам, в задачи которого не входит сделать граждан страны финансово свободными", — сетует он. Пока, по его словам, совместно с представителями Минфина продолжается обсуждение налоговых изменений, которые вводит стратегия, и возражений от ведомства не было.

Процесс реализации стратегии реформирования, по мнению Алексея Сухорукова, должен показать, насколько само правительство заинтересовано в реализации реформ и развитии экономики.