Ричард Брэнсон покупает Lloyds

Основатель Virgin Ричард Брэнсон выкупает розничную сеть перегруженного долгами банковского холдинга Lloyds

Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin, планирует приобрести 600 розничных офисов банковской группы Lloyds. Под покупку активов он пытается получить кредитную линию в 3 млрд фунтов стерлингов ($4,9 млрд) к концу июля.

Во вторник Брэнсон встречался с исполнительным директором Lloyds Антонио Орта-Осорио для обсуждения деталей предстоящей сделки. «Все может произойти быстро и без проблем», – заявил предприниматель: «Мы серьезная компания и можем дать правительству то, что оно хочет».

Банковская группа Lloyds Banking Group была создана в январе 2009 года по итогам объединения двух крупных британских банков – Lloyds TSB и HBOS Plc. Сейчас Lloyds Banking Group Plc – это крупнейший ипотечный банк Великобритании, занимает 12 место в мире по выручке.

По итогам первого квартала банк зафиксировал чистый убыток в размере 2,4 млрд фунтов стерлингов ($4,02 млрд) против чистой прибыли на уровне 169 млн фунтов в январе-марте прошлого года. Отчисления на возможные потери по «плохим» кредитам в минувшем квартале составили 3,2 млрд фунтов ($5,3 млрд).
Общий объем списаний Lloyds в минувшем квартале вырос до 2,61 млрд фунтов по сравнению с 2,4 млрд фунтов за аналогичный период годом ранее. Это на 500 млн фунтов больше собственного прогноза банка. В довершение всего банк был вынужден создать резервы в размере 1,14 млрд фунтов на возможные потери по займам в Ирландии. Выручка банка упала до 5,203 млрд фунтов, что на 19% меньше, чем годом ранее, и на 9% ниже, чем по итогам четвертого квартала прошлого года. Чистый процентный доход также упал до 3,231 млрд фунтов в январе-марте против 3,508 млрд в первом квартале 2010 года и 3,597 млрд в четвертом квартале прошлого года.

Брэнсон – известный бизнесмен. Он создал собственное ток-шоу и неоднократно пытался побить мировые рекорды скорости на самолетах. По оценке воскресного приложения к лондонской газете The Times, его состояние составляет более трех миллиардов фунтов стерлингов.

Брэнсон в 2008 году планировал купить английский ипотечный банк Northern Rock. Он собирался включить Northern Rock в компанию Virgin Money — финансовое подразделение Virgin Group. Но ипотечную компанию национализировали. Тогда конкурентом Брэнсона в борьбе за актив выступала группа Lloyds.

Распродажа банковских активов спровоцирована последствиями финансового кризиса 2008–2009 годов, говорят эксперты. «В ситуации кризиса становится ясно, что именно в крупных банках накопились риски. С другой стороны, именно крупные банки требуют особой поддержки со стороны государства. Поэтому разумно желание правительства диверсифицировать банковскую систему», – рассуждает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин. Он уверен, что Брэнсон ждет «нового взлета банковской системы».

«Lloyds – интересный предмет инвестиций. Розничный бизнес после кризиса более перспективен по сравнению с другими», – говорит Буздалин. «Это как минимум интересная спекулятивная сделка. Если Европе в мае снова удастся избежать финансового кризиса, акции европейских банков, дрейфовавшие в последние месяцы вниз, получат существенный импульс для роста», – соглашается главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Он напоминает, что ранее правительство Великобритании планировало предоставить налоговые льготы покупателям госактивов в банковском секторе. «Возможно, льготы получит и Virgin», – предполагает Осин.

Для Lloyds Banking Group эта сделка может оказаться своевременной. 24 мая Moody's поставило рейтинг группы (а также рейтинги еще 13 британских банков) на пересмотр, ссылаясь на то, что возвращение долгов государству может повысить их кредитные риски. Продажа 600 подразделений принесет Lloyds дополнительные средства, необходимые для возврата госпомощи, поясняет аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина. Банк торгуется с низким прогнозным коэффициентом Р\Е (капитализация к выручке 2012 года), который равен 6,7. Аналогичный индикатор для компаний, входящих в индекс S&P 500, в два раза выше. «Соотношение капитализации банка к собственному капиталу равно 0,78, что аналогично, например, уровням, по которым в России продают небольшие региональные банки», – напоминает Осин.

«Для Virgin Money данное приобретение является логичным развитием банковского бизнеса концерна. Свой первый банк Church House Trust Брэнсон приобрел в начале 2010 года», – напоминает Чекина.