Виртуальные деньги с реальной ценностью: как развивается рынок электронных денег в Украине

Рынок электронных денег в Украине растет ежегодно на десятки процентов, однако общий его объем пока незначителен. Ситуацию может исправить спрос на данный сервис со стороны мобильных операторов и интернет-ритейлеров. Delo.UA выясняло, кто занимается выпуском электронных денег в Украине и какие преимущества с их помощью могут получить клиенты

Все больше технологий, появляющихся в мире преследуют одну цель — упростить жизнь клиенту. И банковский сектор — не исключение. Пока, к сожалению, в Украине практически нет цифровых банков, интернет-банкинг у многих оставляет желать лучшего, а с мобильными приложениями финучреждения и вовсе в основном "на вы". Но "свято место пусто не бывает": на пятки банкам наступают платежные системы и мобильные операторы, которые начинают активно внедрять простые, технологичные и доступные финансовые решения.

Один из элементов финтеха, который пока не нашел бурного отклика у банков, хотя уже является популярным у украинцев, — электронные деньги.

Зачем нужны электронные деньги?

Как и любые другие деньги, электронные деньги являются средством расчетов. Выпуском электронных платежных средств в Украине, согласно Закону Украины "О платежных системах и денежных переводах в Украине", занимаются банки. Любые электронные платежные средства привязаны к определенной платежной системе и эмитируются исключительно в гривне.

Они используются в основном при расчетах в интернет-магазинах или при оплате труда через интернет посредством использования электронного кошелька. По статистике НБУ, в прошлом году общее количество учетных записей пользователей электронных кошельков в Украине составило 40 миллионов, из них активны чуть больше половины (26,5 миллионов).

Общая сума операций, на которую пользователи совершили операций по оплате товаров, в прошлом году достигла 3,2 млрд грн.

Как отмечает Иван Истомин, управляющий партнер провайдера транзакционных решений PayForce, самые успешные кейсы использования электронных денег в мире для небольших платежей и программ лояльности демонстрируют мобильные операторы, сети супермаркетов, платежные сервисы, транспортные и логистические компании.

Кто выпускает электронные деньги?

Согласно данным НБУ, сейчас 19 банков имеют право эмиссии электронных платежных средств, но лишь 3 из них имеют собственные платежные системы, а потому собственные электронные деньги: это Альфа-банк (через систему Maxi), Фидобанк (через MoneXy) и Ощадбанк (через GlobalMoney).

Самыми актуальными данными, которыми располагает НБУ о статистике выпуска электронных денег, являются данные на конец 2015 года.

Согласно им, на 1 января 2016 года в обращении находилось электронных денег на 30,9 млн грн. В тоже время, за 2014 год их было выпущено на 12,5 млн грн, то есть за год объем вырос почти в 2,5 раза.

Львиную долю здесь занимает Фидобанк — у него на начало 2016 года находилось в обороте электронных денег на 12,4 млн грн. На втором месте Альфа-Банк, у которого было выпущено 9,3 млн грн, у Ощадбанка — 8,5 млн грн.

Остальные банки выступают эмитентами электронных денег систем MasterCard и Visa, также несколько банков эмитируют платежные средства национальной системы "Простір".

Так, через MasterCard было выпущено электронных денег на 322 тыс. грн Приватбанком, банком "Михайловский", Первым инвестиционным банком и снова-таки Альфа-Банком. Через "Простір" — 160 тыс. грн Поликомбанком, Экспресс-банком и банком "Михайловский". Через систему Visa эмитировал деньги только банк "Пивденный" — 15 тыс. грн.

Но так как банковские нормы Украины интегрируются в европейское законодательство, это вскоре изменится, и электронные деньги смогут выпускать небанковские финансовые учреждения-резиденты Украины.

К ним будут установлены такие требования, как минимальный размер уставного капитала на уровне 9,5 млн грн, а также требования по обязательным резервам в банке и по прозрачности собственников. Это может привести к росту рынка за счет появления новых игроков, например мобильных операторов.

Зачем это банкам и их клиентам?

Для банка электронные деньги — это способ облегчения жизни клиентам и наращивания клиентской базы.

По словам Александра Беззубова, директора по развитию электронной коммерции Альфа-Банка Украина, на базе электронных денег может быть построен как транзакционный бизнес, так и программы лояльности.

"Преимуществом выпуска электронных денег для клиентов является простота их использования, так как продукты на их основе не требуют полноценной идентификации клиента, фактически это легкий вход для потенциального клиента банка попробовать безналичные расчеты. Нет необходимости присутствия клиента в отделении, могут быть использованы удаленные каналы обслуживания клиентов либо розничная торговая сеть", — поясняет банкир.

Для банков электронные деньги — это способ существенно упростить, повысить эффективность многих банковских бизнес-процессов. Например, предоплаченная (припейд) карта — для ее получения не нужно идти в банк и нести паспорт, код, т.к. банковский счет не открывается, а электронный кошелек не требует идентификации.

Кроме того, для клиентов в Украине не маловажным фактором является анонимность. Объем теневой экономики по разным оценкам превышает 50% ВВП, а это значит, что многие расчеты до сих пор осуществляются в наличной форме. Электронные деньги являются их альтернативой, несмотря даже на ограничение максимальных сумм транзакций.

В тоже время не стоит забывать, что пока лишь три банка выпускают свои электронные деньги. Дело в том, что для их выпуска необходимо согласовать с НБУ Правила эмиссии, а также подготовить технику и инфраструктуру приема и обслуживания продуктов на их основе.

"Это довольно длительный и затратный процесс для банка. С учетом законодательных ограничений по локальному использованию продуктов на базе электронных денег, а также установленных НБУ лимитов на операции с электронными деньгами, можно говорить о том, что продукт является нишевым и не все участники рынка находят для себя приемлемую бизнес модель", — отмечает Александр Беззубов.

Кроме того, банки берут комиссию за погашение (ввод и/или вывод денег из электронного кошелька на счет). Вывод через банки, например, из кошелька Webmoney в разных финучреждениях стоит от 1,5% до 4%. Через банковские терминалы цифра доходит до 5%. Для кошелька GlobalMoney вывод денег возможен через кассу Ощадбанка или Поликомбанка стоит 1,9-2%, а пополнение, может стоить от 0,5% до 6%.

Как будет меняться рынок?

Участники рынка не предвидят особых изменений на рынке в ближайшее время.

По словам Беззубова, банкам необходимо провести большую образовательную работу для потенциальных пользователей продукта. "Как показывает практика украинского рынка, порой на это уходят годы. Я вижу большой потенциал по использованию продуктов на базе электронных денег: припейд платежных карт в носимой электронике, например, смартфонах или часах. Рынок до конца года будет расти органически, но взрывного роста думаю, в этом году не будет", — резюмирует он.

Сегодня банки сокращают свое присутствие офлайн. Истомин считает, что по мере сокращения количества банковских отделений, ужесточения процедур финансового мониторинга и коррекции зарплат операционистов будет расти стоимость традиционной операции для банка одновременно с желанием все делать дистанционно со стороны клиента.

"Электронные деньги и решения на их базе смогут примирить данные противоречия. В результате появится больше желающих банков-игроков на рынке", — прогнозирует Истомин.

Драйвером развития, по его мнению, выступят банки-партнеры мобильных операторов, поскольку электронные деньги являются отличным инструментом предоставления ими финансовых услуг.

В случае успешного запуска мобильными операторами к рынку электронных денег будут активнее присматриваться и другие ритейлеры, проекты которых получится увидеть уже в 2017 году.