Рисковый отдых. Почему рынок туристического страхования будет расти

Три причины, почему рынок турстрахования в 2013 году удвоится
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие



В первом квартале 2013-го объемы туристического страхования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 12% — до 85 млн. грн. По итогам года страховщики ожидают увеличения на 25%. "Уже по результатам трех месяцев в нашей компании рост составляет 20%", — утверждает менеджер управления личного страхования Ск "PZU Украина" Ольга Сидорук. Страховщики объясняют положительную динамику увеличением туристического потока и повышением культуры страхования среди тех, кто выезжает за рубеж. "В последнее время наши туристы, выезжая за пределы Украины, сами стараются застраховаться, независимо от того, требует этого принимающая страна или нет. Они понимают, что медицинская помощь за рубежом очень дорогая", — делится заместитель директора андеррайтинга и методологии Ск "НАСТА" Галина Бобырь.

Смена направления

В этом году изменилось направление туристического потока: если раньше многие украинцы отдыхали в Турции и Египте, то за последний год число туристов, посещающих эти страны, снизилось почти на 25%. Зато растет число путешественников из Украины в Европу. Перераспределение произошло в связи с кризисной ситуацией в ЕС, что повлекло за собой снижение цен на отдых в Греции, Испании, Болгарии. "Юг Европы и Средиземноморье стали самыми популярными", — подтверждает руководитель направления туристического страхования Ск "УНИКА" Павел Каракай. И хотя страховщики не повышали тарифы на свои страховки уже несколько лет, перераспределение потока привело к росту средней стоимости полиса, поскольку страховая защита в Европе стоит дороже, чем в Турции или Египте. Директор центра личного страхования СК "Провидна" Тарас Ревуцкий приводит такие данные: в перерасчете на день недельная страховая защита в Турции обходится туристу в среднем 5-6 грн., тогда как в Европе эта цифра составляет 7-8 грн. в день.

Автоматически стала более качественной и ассистанс-поддержка туристов, так как в странах ЕС это направление более развито, нежели в Африке и Азии. "Сложнее организовать помощь в арабских странах, странах Азии и Южной Америки, где клиники не особо желают сотрудничать с европейскими ассистансами, а требуют либо оплату наличными, либо через местных провайдеров", — признается директор по андеррайтингу личных видов страхования СК "Княжа VIG" Виктория Распопова.

Если раньше многие украинцы отдыхали в Турции и Египте, то за последний год число туристов, посещающих эти страны снизилось почти на 25%. Зато растет количество путешественников из УКраины в Европу.

Через интернет

Еще одним новым трендом на рынке страхования туристов можно назвать страхование через интернет. За последний год количество проданных туристам полисов в сети выросло на 7-8%. "Страхователем выступает туристическая компания, с которой заключается договор на туристические услуги, а застрахованный распечатывает договор на сайте", — говорит Виктория Распопо- ва. Развитие данного направления сдерживается перечнем стран, где обязательно наличие установленного формата договора. Такими странами являются страны Шенгена.

Кроме того, многие компании, лидирующие на рынке туристического страхования, предлагают оплатить полис онлайн на сайте. Такие услуги есть у СГ "ТАС", СК "Европейское туристическое страхование", "Инго Украина", "Универсальная". "Пока что из-за законодательных ограничений продажи полисов онлайн занимают в общем объеме небольшую долю — до 2%, но ситуация может измениться с принятием новой редакции закона о страховании", — говорит заместитель председателя ЛСОУ Александр Залетов.

90% рынка туристического страхования принадлежат 10-15 компаниям

Старше и разборчивее

Есть еще она тенденция, которая, по мнению экспертов, в этом году стала заметнее на рынке туристического страхования — рост числа туристов-пенсионеров. "Мы отмечаем 10%-ное увеличение количества таких туристов. Особенно тех, кто выезжает в возрасте старше 65 лет", — рассказывает Виктория Рас- попова. Такие туристы чаще выбирают дешевые туры по Европе или же едут в гости к родственникам, живущим за рубежом. Большинство страховых компаний не продают страховки людям старше 75 лет, но те, кто все же делает это, оценивают их защиту в два-четыре раза дороже обычной. Туристы, выезжающие за рубеж, стали не только старше, но и требовательнее к качеству страхования. "Повышается и спрос на дополнительные виды страхования — багажа и невозможности совершения поездки", — отмечает заместитель директора киевской дирекции Ск "Allianz Украина" Татьяна Барбарная. Это увеличивает стоимость тура еще на 2-5%.

Дешево и сердито

Бывает и так, что получить медицинскую помощь украинский турист за рубежом не может. Страховые договоры составлены таким образом, что большинство рисков, с которыми человек может столкнуться на отдыхе, не компенсируются. Причина банальна — дешевизна туристического страхования в Украине и, как следствие, низкое качество защиты. "Существует одна общая проблема для всех страховщиков — очень низкие тарифы на страхование туристов, выезжающих за рубеж", — утверждает начальник управления туристического страхования СК "Альфа Страхование" Ирина Новикова. Повысить цены, по мнению страховщиков, нужно как минимум вдвое — до 1 евро в день. Но сделать это украинские компании пока не могут — слишком мало туристов и много страховщиков, желающих их обслуживать.

Сегодня на рынке работают около 30 страховых компаний, предлагающих защиту туристам, но 90% принадлежат 10-15 компаниям. Среди них — СК "Европейское туристическое страхование", "Эталон", "Инго Украина", "ТАС", "АСКА", "Универсальная", "ПРОСТО-страхование". Поэтому конкуренция высокая, что заставляет страховщиков демпинговать. Пока регулярно путешествуют не более 10% украинцев, тогда как в Европе этот показатель достигает 60-70% населения. Объем рынка туристического страхования будет расти с ростом уровня жизни граждан. По мнению Александра Залетова, улучшить ситуацию могут и сами игроки рынка: во-первых, за счет снижения комиссионных туроператорам, которые сегодня достигают 50-70% от стоимости страховки. Во-вторых, активизировав сотрудничество с банками по продвижению комплексных услуг для выезжающих за рубеж.