$3 млрд. на бензин

Правительство подписало меморандум о строительстве нового НПЗ в Бродах. Мощность предприятия невелика — около 8 млн. тонн в год. Целесообразность проекта вызывает сомнения, но лоббисты строительства НПЗ рассчитывают на увеличение доли украинских бензинов
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Правительство подписало меморандум о строительстве нового НПЗ в Бродах. Мощность предприятия невелика — около 8 млн. тонн в год. Целесообразность проекта вызывает сомнения, но лоббисты строительства НПЗ рассчитывают на увеличение доли украинских бензинов на европейских рынках. В то же время из-за перебоев с сырьем заводы ежемесячно вынуждены снижать обороты. Сегодня из шести украинских нефтеперерабатывающих комплексов функционирует только три

6 октября во Львове на V Международном экономическом форуме "Украина — ЕС" был подписан меморандум между компаниями ComOxy LLC (США), Bortex Enterprises (США), "Арголид" (Львов) и "СТЕК" (Киев) и "Нафтогазом Украины" о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Бродах мощностью 8 млн. тонн за $3 млрд. "Новый НПЗ будет ориентирован на производство высококачественных нефтепродуктов для дальнейшего экспорта в Европу", — рассказал "Инвестгазете" начальник пресс-службы НАК "Нафтогаз Украины" Сергей Лукьянчук.

Действительно, многие эксперты полагали, что после запуска трубопровода "Одесса — Броды" в аверсном режиме поставки сырья на запад страны резко возрастут. К тому же наличие в ЛДВС "Броды" самого большого резервуара в Украине для хранения нефти емкостью 75 тыс. тонн тоже сыграло немаловажную роль при выборе местонахождения предприятия. Вот только целесообразность проекта вызывает у экспертов сомнения. Во-первых, из шести отечественных нефтеперерабатывающих заводов три не функционируют, а остальные работают в половину своей мощности. Во-вторых, спрос на горючее реально растет только у США и Китая, которые постоянно наращивают импорт углеводородов. По словам экспертов, центр потребления нефтепродуктов сегодня находится не в Европе.

Напомним, что в настоящее время Украина располагает мощностями НПЗ, которые способны перерабатывать до 50 млн. тонн сырья в год. Реально производительность украинских нефтеперерабатывающих комплексов находится на минимальном уровне и составляет 22 млн. тонн в год.

Целесообразность нового НПЗ под вопросом

Как сообщила пресс-служба "ТНК-ВР Украина" со ссылкой на руководство компании, в строительстве еще одного НПЗ нет никакой экономической необходимости. На сегодняшний день в Украине уже достаточно простаивающих мощностей. Задача государства — создать условия для существующих заводов с тем, чтобы они модернизировались. В интервью "Экономическим известиям" президент "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий отметил: "Во-первых, просто глупо строить нефтеперерабатывающий комплекс мощностью 8 млн. тонн за $3 млрд. Это несопоставимые, завышенные цифры. Три миллиарда — это слишком много даже для высокотехнологичного предприятия. Во-вторых, заявленные компании-инвесторы никому и ничем не известны, за ними нет ни истории, ни знаний, ни опыта, ни нефти. Закачать каспийскую нефть на этот завод будет нереально. Это невыгодно, так как эти сорта значительно дороже, чем российское сырье".

Аналогичного мнения придерживаются и в "Лукойл-Украина". "В стране сейчас работают два гигантских завода, и то только на половину своих мощностей. Зачем же еще один строить", — недоумевает начальник отдела общественных связей компании Валерий Рясин.

По мнению многих аналитиков, если власти хотят разрушить сложившуюся монополию, то им следует поискать новые источники нефти, и кроме того, обеспечить поставку сырья на крупные предприятия. К примеру, на Лисичанский НПЗ "ЛиНОС", который способен переработать до 16 млн. тонн в год, или на Кременчугский завод "Укртатнафта" мощностью 18 млн. тонн. Оба гиганта в год производят по 6 млн. тонн. А чтобы удовлетворить потребности страны, достаточно один из этих НПЗ запустить на полную мощность.

У лоббистов строительства мощного государственного НПЗ свои аргументы. Сейчас на топливном рынке достаточно нестабильная ситуация, вызванная повышением цен на нефтепродукты. Причем не только вследствие увеличения Россией экспортных пошлин на нефть в начале октября. В последнее время внутренние цены на сырье в России снизились, что позволило компенсировать рост пошлины. Изменилась только структура цены: теперь больше приходится на пошлину и меньше — на долю поставщиков. В ноябре прогнозируется укрепление данной тенденции. Эксперты говорят, что цена нефти в России (а значит, в итоге и для украинских НПЗ — авт.) в следующем месяце снизится еще на 2-3%. Проблемы на отечественном топливном рынке возникают из-за периодического дефицита топлива у нефтеперерабатывающих компаний. В отставленном правительстве уверяли даже, что дефицит создается некоторыми компаниями намеренно, для раскачки цен. Разбираться, правда это или нет — дело Антимонопольного комитета Украины.

Пока же ремонтная кампания на украинских НПЗ в разгаре — в августе Херсонский НПЗ был остановлен на один месяц с целью проведения планового профилактического ремонта. Однако завод не работает и по сей день. По словам главы Херсонской облгосадминистрации Бориса Силенкова, "нет гарантий, что он до конца текущего года заработает". В июле этого года ЛУКОЙЛ остановил работу Одесского НПЗ на масштабную реконструкцию, которая продлится не менее трех лет. Компания рассчитывает, что после завершения работ объемы переработки на заводе возрастут с 57% до 80,3%. А производство высокооктановых бензинов повысится в два раза и составит около 740 тыс. тонн в год. Корпорация также надеется начать выпуск авиакеросина марки jet A-1 европейского качества.

Нефтяники жалуются на НДС

"Нефтехимик Прикарпатья" в ближайшем будущем планирует провести ремонтные работы на трех установках: первичной переработки нефти, каталитического риформинга и коксовой. Поэтому производительность предприятия в этом месяце может упасть примерно на 40%. По словам народного депутата, акционера НПК "Галичина" Игоря Еремеева, предприятие длительное время простаивало из-за задержки Государственной налоговой администрацией Украины возврата НДС за проданные за рубеж нефтепродукты, и как результат — нехватка оборотных средств. Хотя кто-то и называет действия налоговой инспекции конструктивными, но в доходах бюджета-2005 доля невозмещенного НДС только растет.

Как сообщили на "ЛиНОСе", они рассчитывают в ближайшем будущем получить невозмещенный НДС. Пожаловались "Инвестгазете" и представители компании "Лукойл-Украина" — "НДС возвращают только сейчас, с приложением дополнительных усилий". По аналогичной причине "Укртатнафта" уже перешла на давальческие условия работы. Ранее глава компании Сергей Глушко неоднократно сетовал на проблему невозмещения налога на добавленную стоимость. Теперь сырье на завод поставляют нерезиденты, которым не нужно обременять себя уплатой экспортного НДС. А Кременчугский НПЗ получает лишь $14 с тонны за переработку.

Следует отметить и тот факт, что 11 октября Антимонопольный комитет Украины признал нефтеперерабатывающие заводы "ЛиНОС" и "Укртатнафта" коллективными монополистами на общегосударственном рынке бензинов. По данным экспертов АМКУ, совокупная доля заводов на рынке моторных бензинов составляет более 60%. По этому поводу глава комитета Алексей Костусев отметил, что монопольное положение "ЛиНОСа" и "Укртатнафты" является не нарушением, а показателем их статуса на рынке в данный период времени. Он добавил, что определение их монополистами позволит АМКУ более жестко контролировать поведение этих субъектов на рынке.

Решение комитета можно считать, скорее, декларацией: если у государства опять возникнет желание "надавить" на нефтепереработчиков, это опять может привести к топливному дефициту. С которым государству справиться своими силами будет достаточно сложно. Ведь ситуация вокруг "Укртатнафты", которая на 43,054% принадлежит государству, пока что остается неясной. Напомним, что по инициативе главы НАК "Нафтогаз Украины" Алексея Ивченко Высший хозяйственный суд решил пересмотреть вопрос собственности 18%-ного пакета акций предприятия, которые сейчас удерживают компании SeaGroup International plc. и AmRuz Traiding, аффилированные с Татарстаном. Эксперты прогнозировали, что недовольная татарстанская сторона может вообще прекратить поставки сырья на завод и оставит его без работы.

Поэтому, возможно, правительство приняло решение строить завод, чтобы не стать заложниками ситуации, когда НПК смогут диктовать цены рынку. Кроме того, строительство собственного НПЗ позволит государству регулировать цену топлива для сельского хозяйства. Ведь отмену акцизов на горючее для сельхозпроизводителей и порядок переработки сырья Верховная Рада не утвердила. Хотя еще в мае ВР решила снизить акциз и отменить ввозную пошлину на бензин и дизельное топливо.

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в сентябре, тыс. тонн:

Сентябрь 2005 г.

В % к августу 2005 г.

Январь-сентябрь 2005 г.

В % к январю-сентябрю 2004 г.

Переработка нефти, тыс. тонн

Всего

1358,9

95,7

13916,3

88,4

Лисичанский НПЗ

652,8

96,8

4467,5

92,5

"Укртатнафта", Кременчуг

480,6

99,0

4640,4

94,7

"Нефтехимик Прикарпатья"

225,5

95,7

1622,3

115,9

Бензин, тыс. тонн

Всего

338,7

102,3

3121,9

90,2

Лисичанский НПЗ

183,8

150,4

1225,7

88,8

"Укртатнафта", Кременчуг

101,8

73,2

1027,5

94,3

"Нефтехимик Прикарпатья"

47,5

85,3

343,5

139,7

Дизельное топливо, тыс. тонн

Всего

416,4

97,2

4027,4

89,3

Лисичанский НПЗ

184,6

108,5

1145,7

93,6

"Укртатнафта", Кременчуг

136,8

93,1

1357,7

92,5

"Нефтехимик Прикарпатья"

95,0

103,6

600,1

121,4

Топочный мазут, тыс. тонн

Всего

354,1

82,8

4622,8

81,9

Лисичанский НПЗ

166,9

92,6

1253,2

83,8

"Укртатнафта", Кременчуг

115,4

81,9

1307,8

86,5

"Нефтехимик Прикарпатья"

71,7

72,5

660,0

106,1