Административная косметика

После официального опубликования положения о Секретариате Президента уже можно говорить о том, что прежняя структура одиозной администрации Кучмы не претерпела никаких существенных изменений. Секретариат Ющенко по-прежнему остается мощным центром политиче

После официального опубликования положения о Секретариате Президента уже можно говорить о том, что прежняя структура одиозной администрации Кучмы не претерпела никаких существенных изменений. Секретариат Ющенко по-прежнему остается мощным центром политического влияния

Что безусловно изменилось в новой системе власти, так это — название Администрации Президента и имя ее первого руководителя. А вот насколько сохранится политическое влияние, оказываемое этой структурой с учетом всего имеющегося в ее распоряжении инструментария на общественно-политические процессы в стране, во многом будет зависеть непосредственно от личности государственного секретаря.

В силу своей амбициозности госсекретарь Александр Зинченко, будучи разработчиком положения о Секретариате, не смог отказаться от властных полномочий, которые ему предоставляла развернутая система аппарата президентской администрации.

Зато не побоялся сделать это Роман Безсмертный, который по предложению Виктора Ющенко разработал три концепции новой структуры аппарата Президента. Его реформаторский подход отличался принципиальной новизной и был направлен на ликвидацию этого института. Однако выбор фигуры руководителя Секретариата между Безсмертным и Зинченко в пользу второго решил судьбу президентской канцелярии.

Схема, разработанная Безсмертным, предполагала действительно резкое сокращение армии чиновников, упразднение института президентских помощников и устранение единоначалия в президентском аппарате. Децентрализация влияния на Президента достигалась через институт государственных советников, курирующих различные направления и возглавляющих специализированные аналитические службы. Таким образом обеспечивалась многоканальность получения Президентом информации и устранялась жесткая иерархическая вертикаль управления.

В противовес этой схеме структура Секретариата, разработанная Зинченко, является практической копией бывшей администрации Кучмы с некоторыми "элементами лингвистических изменений". В Секретариате сохраняется прежняя вертикаль управления и контроля, остаются те же многочисленные подразделения с добавлением новых и со сменой наименования "управление" на "службу". Остается нефиксированное число заместителей с прямым подчинением госсекретарю. Увеличен штат службы внешней политики, дублирующей и подменяющей МИД. В числе представителей Президента в других органах власти сохранена должность контролера Службы безопасности Украины — уполномоченного по вопросам контроля над деятельностью СБУ. При этом никакого видимого сокращения штата нового аппарата по сравнению с более чем двухтысячным количеством работающих в прежней Администрации нет.

Обещанной Ющенко канцелярии Президента не получилось. Остался прежний громоздкий аппарат, который по своей структуре напоминает "первое правительство Украины" — Администрацию Президента. С одним существенным "но": государственный секретариат внутри себя уже содержит весомое противоречие. Новообразованный Кабинет Президента, подчиняемый первому помощнику Александру Третьякову и имеющий своей целью "обеспечение текущей деятельности Президента", самим фактом своего существования создает внутреннюю конкуренцию в здании на Банковой.

Наличие двух администраций под одной крышей, из которых одна (Кабинет) лишь формально подчиняется другой (Секретариату), будет сохранять постоянное напряжение между двумя центрами влияния на главу государства. Если при этом учесть высказанное Президентом Виктором Ющенко желание переехать вместе со своим Кабинетом в новую резиденцию, так называемый деловой центр Киева на ул. Грушевского 7, то противопоставление роли и влияния на первое лицо государства личностей госсекретаря и первого помощника значительно возрастают.

Но главная опасность обновленного Секретариата заключается в сохраняющейся опасности вмешательства со стороны аппарата Президента в деятельность конституционных органов власти. В ответ на заверения Александра Зинченко об "отказе от административных рычагов влияния" и "серьезном изменении функций" тут же последовала эскапада со стороны Юлии Тимошенко. Премьер-министр публично заявила о своем беспокойстве по поводу конкуренции, которую ее Кабинету будет составлять обновленная Администрация.

Одной из причин консервации старой конфигурации президентской администрации и тем самым сохранения ее влияния на все сферы жизни общества может быть предположение о том, что Президент не может пока полностью довериться команде, работающей под руководством Тимошенко. Поэтому он и старается создать параллельные структуры, контролирующие работу исполнительной власти. Однако такой президентский ход, безусловно, несколько нивелирует высокие ожидания от слаженности работы и демократических преобразований в системе новой власти.

Комментарий

Евгений Кушнарев, экс-глава Администрации Президента Леонида Кучмы (1996-1998 гг.):

— Я с надеждой ожидал реформирования Администрации. Должен сказать, что разочарован. Структура стала еще более тяжеловесной. На лицо попытка поставить под контроль Администрации фактически все сферы жизни общества. Об этом, в частности, свидетельствует появление новых подразделений. Но самое главное, что замена вывески ровным счетом ничего не означает. Принципиальный вопрос заключается в том, будет ли Секретариат сохранять за собой функции управления. А они сохраняются сферой контроля, который себе пытается присвоить этот, откровенно говоря, неконституционный орган. Поэтому Секретариат, предложенный нам в таком виде, — это параллельный Кабмин с серьезными внутренними проблемами по линии госсекретарь — первый помощник.

У меня есть свое видение структуры и функций этого органа. В свое время я изучил структуру и опыт работы администраций всех ведущих стран мира. Наиболее оптимальной и близкой к нам считал аппарат Жака Ширака и Александра Квасьневского. Численность этих подразделений — на уровне 100 человек. В мою бытность Администрация насчитывала 460 человек. Сейчас она разрослась чуть ли не вдвое. Считаю, что помимо подразделений, прямо ориентированных на обеспечение конституционных функций Президента — помилования, гражданства, награждения, — и кроме мощного правового и аналитического управлений, никаких других подразделений, не считая делопроизводства, в Секретариате быть не должно.