Аккредитивы заменяют "живые" деньги

В последнее время банки все больше внимания уделяют развитию финансовых продуктов, связанных с внешнеэкономической деятельностью своих клиентов-предприятий. Одним из наиболее привлекательных с точки зрения доходности продуктов для банкиров являются аккред

В последнее время банки все больше внимания уделяют развитию финансовых продуктов, связанных с внешнеэкономической деятельностью своих клиентов-предприятий. Одним из наиболее привлекательных с точки зрения доходности продуктов для банкиров являются аккредитивы, применяемые при импортных операциях, торговом финансировании. Интерес банков к этому продукту объясняется, с одной стороны, ростом объемов импорта, а с другой — падением доходности по стандартным банковским продуктам и усилением конкуренции в сфере корпоративного кредитования

"Многие банки стали серьезнее относиться к торговому финансированию в связи с его быстрым ростом, — говорит независимый финансовый аналитик Олег Канишевский. — Рост покупательной способности украинского населения обусловливает быстрые темпы увеличения не только импорта потребительских товаров, но и спрос украинских предприятий на оборудование". Одной из наиболее динамично развивающихся услуг банкиры называют аккредитивы (обязательство произвести оплату по предоставлении определенных документов). Эта услуга предоставляется банками при импортных операциях их клиентов. В настоящее время, когда доходность по кредитным продуктам падает, аккредитивы становятся все более привлекательными для банков с точки зрения доходности. Для клиентов аккредитивы — это возможность получения качественного обслуживания, близкого по технологии к private banking.

Инструмент

Торговое финансирование может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (обычно — от одного до девяти лет). Краткосрочное в основном используется торговыми компаниями, которые закупают продукцию для последующей перепродажи в Украине. Основными инструментами, используемыми при краткосрочном торговом финансировании, являются документарные аккредитивы и банковские гарантии. Самая простая схема с использованием аккредитива включает в себя украинский банк, украинского покупателя, иностранный банк и иностранного производителя.

Например, украинская компания заключает договор на поставку оборудования из-за рубежа и открывает в украинском банке документарный аккредитив, подтверждаемый иностранным банком, приемлемым для поставщика. "Когда зарубежная компания произвела оборудование и осуществила отгрузку, она получает оплату от иностранного банка либо по предоставлении документов, либо по истечении предусмотренного периода отсрочки, — рассказывает эксперт управления корпоративного банкинга компании CMS Group Николай Дмитриев. — В конечном итоге оплату производит украинский банк, который, в свою очередь, получает средства от украинского импортера по мере погашения его кредита".

При долгосрочном торговом финансировании, которое чаще всего используется украинскими предприятиями при закупках дорогостоящего оборудования, в сделке участвует еще одна сторона — западное экспортное кредитное агентство, которое предоставляет свои гарантии иностранному банку. Таким образом, западный банк страхует свои риски при предоставлении средств украинскому финансовому институту, который в свою очередь финансирует закупки своего клиента.

Доход и репутация

Прежде всего торговое финансирование интересно кредитным организациям как инструмент расширения клиентской базы: услуга привлекает компании, поскольку они получают доступ к "дешевым" и "длинным" западным деньгам. "Инструменты торгового финансирования позволяют банкам привлекать денежные средства на гораздо более конкурентоспособных условиях по сравнению с другими источниками пассивов, что положительно отражается на эффективности операций", — говорит Олег Канишевский.

Так, например, по словам эксперта, в текущем году фактически все банки первой "двадцатки" привлекли финансирование под краткосрочные сделки клиентов на условиях LIBOR+2,95-4%. Доход, который получает банк от торгового финансирования, сопоставим с прибылью от кредитов. По словам г-на Канишевского, маржа от торгового финансирования составляет 3-6% годовых, впрочем, сами финансисты уверяют, что она обычно не превышает 4%. "Существенный доход можно получить только при большом объеме таких операций и комплексном обслуживании клиента", — считает Николай Дмитриев. При торговом финансировании банки получают и дополнительный комиссионный доход. Так, при использовании аккредитивов за проверку документов с клиента взимается в среднем 0,1% от суммы сделки, а за внесение изменений в условия — $40-50.

Трудности понимания

Однако наладить партнерство с иностранными банками и экспортными агентствами украинским кредитным организациям (особенно мелким и средним) не так просто. "Иностранные банки очень консервативно относятся к установлению лимитов риска на наши кредитные организации, — комментирует Николай Дмитриев. — Это связано, прежде всего, с недостаточной капитализацией банковской системы Украины и довольно жесткими требованиями международного финансового сообщества к чистоте операций".

При установлении партнерских отношений необходимо представить отчетность по МСФО, заключения международных аудиторов, информацию о процедурах, применяемых банком для контроля и противодействия легализации незаконного финансового оборота. "Также очень важно доказать экспортному агентству, что и импортер, и его банк действительно способны обеспечить возврат ресурсов и в целом соответствуют определенным критериям", — продолжает г-н Дмитриев.

"Украинский рынок для зарубежных банков предоставляет хорошую возможность заработать, — говорит Олег Канишевский. — На фоне благоприятных макроэкономических факторов зарубежные банки все активнее устанавливают кредитные лимиты на своих украинских коллег". Основными игроками на этом рынке являются Commerzbank, Dresdner Bank, ING, Raiffeisen Zentralbank и BHV.

Другим фактором, препятствующим развитию торгового финансирования в Украине, по мнению экспертов, является непрозрачность и неустойчивое положение украинских компаний. "Серые схемы импорта-экспорта товаров существенно тормозят развитие торгового финансирования", — говорит Николай Дмитриев. По его словам, проблема заключается также и в несовершенстве законодательства в области регулирования внутренних документарных операций. К тому же одной из главных проблем является недостаточная осведомленность клиентов относительно существования и преимуществ этой услуги, из-за чего многие компании не желают вести дополнительные переговоры со своими контрагентами об использовании документарных форм расчетов.

Подводные камни

Для компаний, занимающихся внешне-экономической деятельностью, торговое финансирование выгодно из-за более низких по сравнению с кредитными процентных ставок (на 2-4 процентных пункта). "Стоимость торгового финансирования для клиента сроком на один год в среднем составляет 10,5-12% годовых в валюте, включая все комиссии", — сказали нам в ПриватБанке. Для сравнения: обычные кредиты в валюте, по оценкам разных экспертов, сегодня выдаются под 13-17%. Кроме того, получить "длинный" кредит, который необходим при закупке дорогостоящего зарубежного оборудования, в украинском банке практически невозможно.

"Большинство компаний стали использовать торговое финансирование из-за нехватки оборотных средств, — отмечает Олег Канишевский, — замещать дефицит ликвидности дорогими ресурсами в виде краткосрочных кредитов становится малоэффективно, поскольку торговая маржа постоянно уменьшается из-за высокой конкуренции". Что касается инвестиций в производство за счет краткосрочных кредитов, то, по словам финансистов, они ведут к "вымыванию" оборотного капитала и созданию "пирамиды перекредитовок", что может вызвать кризис в компании с перспективным бизнесом и даже сделать ее жертвой недружественного поглощения.

"Торговое финансирование более безопасно, — добавляет г-н Канишевский, — поставка товара и проведение расчетов осуществляется под двойным контролем: с одной стороны, украинской кредитной организацией, с другой — первоклассным зарубежным банком".

Воспользоваться услугами торгового финансирования по большому счету может любая компания, которая занимается внешнеторговой деятельностью. Это может быть и дилер (например, торговая сеть), и производственное предприятие. Основное ограничение — сумма сделки. "Торговое финансирование целесообразно использовать тогда, когда объем единичной поставки превышает $30-50 тыс. Суммы ниже $100 тыс. вряд ли заинтересуют банк из-за низкой рентабельности", — считает Николай Дмитриев.

Есть у торгового финансирования и определенные нюансы. При заключении договора с банком необходимо подробно оговорить все дополнительные комиссии, которые могут взиматься с клиента (например, комиссии за проверку и пересылку документов, перевод денег). "Важно правильно соотнести дополнительные расходы со стоимостью финансирования и в случае необходимости поделить или полностью отнести их на расходы зарубежного контрагента", — советует г-н Дмитриев.

По мнению финансистов, рынок аккредитивов является привлекательным для вхождения на него новых игроков. Поскольку он находится на начальной стадии развития, то конкуренция между банками здесь пока невысока, и даже у небольших банков есть возможность за счет скорости оформления контрактов составить конкуренцию "системщикам". "С усилением конкуренции на рынке кредитования все больше банков будут уходить в аккредитивы, поскольку конкуренция здесь ниже, а возможностей заработать может быть больше, чем в кредитовании", — говорит Олег Канишевский.