Александр Билец, гендиректор "Херсоноблэнерго": "Лучшие показатели расчетов за электроэнергию — у приватизированных облэнерго"

Александр Билец, гендиректор "Херсоноблэнерго", рассказывает, что частные энергораспределяющие компании работают лучше государственных. В частности, компании значительно увеличили капиталовложения и возвращают долги перед ГП "Энергорынок"

Александр Билец, гендиректор "Херсоноблэнерго", рассказывает, что частные энергораспределяющие компании работают лучше государственных. В частности, компании значительно увеличили капиталовложения и возвращают долги перед ГП "Энергорынок"

— Александр Петрович, ОАО "Херсон-облэнерго" является частной компанией, назовите основные преимущества работы компании в таком статусе.

— Когда "Херсоноблэнерго" имела статус государственной компании, расчеты ее с ГП "Энергорынок" были на уровне 64%. Можно много говорить о причинах таких расчетов, они и сегодня дают о себе знать. Но уже с апреля 2003 года компания вышла на 100%-ные расчеты с "Энергорынком", а по итогам 11 месяцев 2004 года — 104,5%. Для нас это существенный показатель, за год компания сумела занять лидирующие позиции. Этого удалось достичь в тесном сотрудничестве с главным акционером компании и тем менеджерским составом облэнерго, который работает сегодня.

К тому же, если посмотреть статистику расчетов энергокомпаний с ГП "Энергорынок", то в лидерах окажутся именно приватизированные облэнерго. В результате улучшились расчеты самого ГП "Энергорынок" с генерацией за полученную электроэнергию.

— Как решается сегодня в компании вопрос по выплатам кредиторской задолженности, есть ли перспективы его выплаты?

— Я достаточно много выступал перед регулирующими органами, рассказывал, какая ситуация сложилась в компании с выплатами. Некоторые с нами соглашаются, некоторые спекулируют этим, стараясь обанкротить компанию, начать реприватизацию и т.д.

Известно, что сумма долга компании перед ГП "Энергорынок" составила 405,3 млн. грн. По условиям договора купли-продажи, через два года со дня приватизации компания должна была начать погашать эту задолженность квартальными платежами по 33,7 млн.грн. Но на тот период компания была в таком состоянии, что если бы начались выплаты по задолженности, это могло привести к социальному "взрыву" в самой компании, поскольку оборотных средств не хватало на выплату заработной платы, на поддержание уровня расчетов потребителей и т.д. С периода наступления выплат по реструктуризированной задолженности, расчеты потребителей ОАО "ЭК "Херсонобл-энерго" составляли не более чем 70%. Это делало невозможным погашение реструктуризированного долга компании. До моего прихода в компанию общий долг "Херсон-облэнерго" перед ГП "Энергорынок" возрос еще более чем на 100 млн. грн. и по состоянию на апрель 2003 года составил 514,0 млн.грн.

На сегодняшний день политика главного акционера и нового менеджмента компании направлена однозначно на выплату реструктуризированного в 2001 году долга. Я как энергетик и руководитель компании приложу все усилия, чтобы этим вопросом не спекулировали. Сегодня мы просим регулирующие органы не загонять компанию в "угол", она показывает положительную динамику. Ведь, как я уже сообщил, мы довели расчеты компании с ГП "Энергорынок" более чем до 100%. За год компания выплатила долга на сумму свыше 10,5 млн.грн.

— Известно, что вы выходили с предложением на Кабмин продлить вам срок выплат по этому долгу. Вас услышали?

— Да, этот вопрос практически решен и находится сейчас в стадии конкретных исполнительных действий ответственными ведомствами. На сегодня есть положительные результаты, Кабмин принял приемлемое для нас решение. Что-то конкретнее сказать не могу, пока вопрос не закрыт. Государство как одна из двух сторон договора купли-продажи контрольного пакета акций компании должно пойти нам на уступку, ведь с его стороны тоже не были выполнены взятые перед собственником контрольного пакета акций обязательства.

— Как вы прокомментируете высказывания регулирующих ведомств, что собственники частных облэнерго стараются лишь вернуть вложенные в ходе приватизации деньги и совсем не занимаются обновлением основных фондов?

— Я считаю нормальным желание и право собственника вернуть свои деньги. Ведь зачем вкладывать колоссальные средства в покупку компании и не получать дивидендов?

Если мы говорим о вложениях средств, то достаточно обратиться в НКРЭ и увидеть что "Херсоноблэнерго" выполняет утвержденную ей инвестпрограмму на 100%. Выполнение инвестпрограмм по приватизированным облэнерго на порядок выше, чем у государственных энергокомпаний. По нашей компании с 2001 года двукратно увеличены объемы вложения средств в проведение капитальных ремонтов. В текущем году мы досрочно, еще в ноябре, выполнили план по капремонтам. Не отрицаю, износ основных фондов в компании очень высокий, более 60%, но сегодня мы уже приостановили его рост.

Когда мы говорим о привлечении внешних инвестиций, то сразу же после приватизации компания осуществила выпуск облигаций, пользовалась заемными средствами. Однако сегодня нужно понимать, что пока не будет решен вопрос выплат по реструктуризированному долгу, собственник попросту будет вынужден заморозить крупные инвестиции в компанию. Нельзя планировать работу и вкладывать инвестиции, если нет понимания того, что будет с компанией завтра, какое будет состояние компании, если к ней не будет сегодня доверия со стороны органов государственной власти и со стороны основного кредитора — ГП "Энергорынок".