НБУ курс:

USD

41,58

--0,01

EUR

43,90

+0,04

Наличный курс:

USD

41,81

41,75

EUR

44,40

44,22

Александр Неруш, генеральный директор ЗАО "Лукойл-Крым": "Лукойл-Крым" — это взрослый бизнес"

Российская нефтяная компания "ЛУКойл" еще 10 лет назад определила векторы своей деятельности на страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и на Украину. Так называемый "крымский проект" был начат в 1993 году. "ЛУКойл-Крым" — это закрытое акционерно
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Российская нефтяная компания "ЛУКойл" еще 10 лет назад определила векторы своей деятельности на страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и на Украину. Так называемый "крымский проект" был начат в 1993 году. "ЛУКойл-Крым" — это закрытое акционерное общество со 100%-ными иностранными инвестициями, так как акционерами компании являются "ЛУКойл Европа ЛТД" и "ЛУКойл Европа Трейдинг ЛТД" (обе из Великобритании). Такая организационная форма имеет не только свои преимущества, но и определенные сложности. С одной стороны, СП является резидентом Украины и должно работать в законодательном поле Украины. С другой стороны, предприятие выполняет достаточно серьезные обязательства перед своими иностранными учредителями и инвесторами. О работе и перспективах компании рассказывает генеральный директор ЗАО "ЛУКойл-Крым" Александр НЕРУШ

— Александр Викторович, чем, на Ваш взгляд, объясняется то, что именно в Крыму "ЛУКойл" добился наиболее ощутимых успехов?

— Действительно, все началось с Крыма. Крым продемонстрировал себя как привлекательный для бизнеса регион, особенно с приходом нынешнего, ориентированного на рынок, правительства. Деятельность АО "ЛУКойл-Крым" заметно активизировалась после того как 7 августа 1998 года между президентом НК "ЛУКойл" Вагитом Алекперовым и премьер-министром автономии Сергеем Куницыным было подписано соглашение "О принципах сотрудничества в сфере реализации нефтепродуктов". К счастью, это соглашение не потонуло в бумажном море, и если подписавшие его стороны с такой же как сегодня степенью взаимной ответственности будут следовать его нормам, то, я уверен, обещание "ЛУКойла" "проинвестировать $250 млн. в экономику Крыма в течение 50 лет" будет выполнено.

Уже сегодня мы проинвестировали экономику полуострова на $6 млн., построили во всех регионах Крыма 8 собственных АЗС-комплексов и 12 франчайзинговых АЗС. Бесперебойно обеспечиваем их нефтепродуктами. Объем оптовой и розничной продаж в 1999 г. увеличился по сравнению с 1998 г. на 25% и составил 34, 271 тыс. тонн на сумму $13,6 млн. За I квартал 2000 г. он увеличился в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года и уже составил 20 тыс. тонн на сумму $30 млн. Мы реализуем так называемые правительственные программы поставок ГСМ для сельхозпроизводителей, по которым только в этом году в условиях общего топливного кризиса в агропромышленном комплексе было поставлено во время весенне-полевых работ и уборочной 14,698 тыс. тонн.

Второй год мы работаем над собственной программой "ГСМ-Зерно", в рамках которой занимаемся кредитованием отдельных сельхозпредприятий.

Общий валовой оборот "ЛУКойл-Крым" в прошлом году составил 35 тыс. тонн, в этом году мы рассчитываем на 50 тысяч, а это 100 млн. грн.

— Удалось ли вам в Крыму на уровне обывателя доказать, что с "ЛУКойлом" иметь дело лучше, чем с любой другой нефтяной компанией?

— Вопрос в том, как это доказывать. Наш обыватель мировыми ценами на бензин не интересуется и что такое решения ОПЕК не знает. "Пронять" его можно только одним: дать ему такие АЗС, где цена на бензин на 10-15 копеек меньше, чем в другом месте. "ЛУКойл" как транснациональная компания осуществляет свои операции на основе рыночной экономики, перерабатывает и продает нефть на мировой рынок и, естественно, ориентируется на мировые цены. В Украине же цены на все виды ГСМ на 30% ниже мировых и, таким образом, работая здесь, мы сознательно идем на снижение доходности, заведомо понимая, что нужно обустраивать этот рынок. НК "ЛУКойл" — вертикально-интегрированная компания, и в зоне своей деятельности обустраивает всю технологическую цепочку: от нефтяной скважины до бензоколонки. И, кроме того, всегда выполняет свои обязательства по реинвестированию, то есть при покупке тех или иных мощностей в той или иной стране, в том числе и в Украине, сразу несет обязательства, что определенная часть продукции компании останется в стране.

Сегодня на оптовых поставках мы имеем 5-6% доходности, на рознице — 15-20%. Правда, розница требует и больших единовременных затрат. Розница требует строительства АЗС, (как минимум, оно растягивается на полгода и стоит в среднем $380 тыс.), требует замораживания средств, кредитования в банках. А окупаемость АЗС — 7-10 лет, причем в зависимости от места расположения и ситуации с потребителями. Но мы на это идем, потому что АЗС-комплексы "ЛУКойла" — со всем комплексом транспортных услуг, качеством бензина и обслуживания, эстетичные, удобные — это наше лицо.

— В условиях, когда большинство поставщиков нефтепродуктов работает по принципу "утром деньги — вечером стулья", согласитесь, трудно поверить в такую благотворительность, даже целесообразную с точки зрения "цивилизации рынка". Видимо, есть все-таки что-нибудь в запасе, чтобы увеличить доходность бизнеса уже сегодня, а не в "обустроенном" завтра?

— В запасе у нас есть несколько проектов, которые мы называем "новыми технологиями" в Крыму. Первый из них — "АЗС-Модуль" — предполагает установку в северо-западном регионе Крыма, где очень высока интенсивность потока автотранспорта, серию блок-АЗС. Блок-АЗС — это промышленно изготовленные блоки "под ключ", с отделкой и даже сантехникой и электропроводкой. Монтаж модуля занимает 7-10 дней и обходится в 270 тыс. грн. при планируемой окупаемости 10 месяцев. Пилотный АЗС-комплекс подобного типа уже установлен в Евпатории.

Другой проект — уже внедренная на АЗС "ЛУКойл-Крым" система расчетов за ГСМ и сопутствующие товары по платежным электронным картам международного стандарта.

Обслуживаются карты международных систем безналичных расчетов VISA, Maestro, MasterCard, Eurocard. Кроме того, мы работаем с картами крупнейшей украинской автосервисной компании "Автокард" и российской — ARIS, работающей на рынке топлива и транспортных услуг и имеющей 290 заправочных комплексов на дорогах России и Европы. В Крыму, кроме нас, с этими компаниями никто не работает, так как не все могут соответствовать их техническим требованиям, стандартам и по обслуживанию клиентов, и по качеству топлива. Это дает "ЛУКойл-Крыму", во-первых, массовое привлечение дополнительного клиента, прежде всего в курортный сезон, во-вторых, информация, а значит и реклама о нас идет по всей сети ARIS.

Кроме того, зарегистрирована компания "ЛУКойл Интеркард Крым", входящая в единую процессинговую систему "ЛУКойл Интеркард" по эмиссии и обслуживанию платежных карт НК "ЛУКойл". В первом квартале 2000 г. планируется развертывание на АЗС "ЛУКойла" в Крыму платежной системы с использованием SMART-технологии.

И, наконец, мы начали повышать свою доходность за счет франчайзинга. Это очень выгодный бизнес, от которого выигрывают все. Наши партнеры получают не только торговую марку "ЛУКойла", но и наш дизайн АЗС, оборудование, качественный бензин и бесперебойные его поставки и при этом остаются собственниками и получают доходы. Мы — возможность расширения сети АЗС без крупного отвлечения средств. Конечно, это несколько рискованный проект, но к своим франчайзинговым партнерам мы предъявляем очень высокие требования с точки зрения неукоснительного следования стандартам качества "ЛУКойла". Нарушая наши правила, финансовую дисциплину, они рискуют очень многим, так как такие АЗС находятся в залоге. Здесь не до шуток, это взрослый бизнес.

— Помнится, самым популистским, в хорошем смысле слова, вашим проектом было создание резерва правительства Крыма на случай разных чрезвычайных ситуаций, как, например, прошлогодний топливный кризис или проблемы весны нынешнего года с севом из-за отсутствия ГСМ. Как обстоят дела с его реализацией?

— Недавно "ЛУКойл-Крым" сдал в эксплуатацию оперативный склад ГСМ на 2 тыс. тонн стоимостью $1,2 млн. Годовой оборот склада — 50 тыс. тонн. На нем будет храниться и резерв правительства, которое сможет им воспользоваться на случай каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Необходимость строительства такой нефтебазы возникла давно. Мы поняли, что при развитии инфраструктуры нам рано или поздно понадобятся свое хранение и своя нефтеперевалка, тем более что за последнее время в 3-4 раза увеличились тарифы за хранение ГСМ, а это отражалось на их себестоимости. Кроме того, при транспортировке топлива танкерами примерно 50% суммы от стоимости товара мы отдавали на таможенные платежи. Я уже не буду говорить о том, сколько мы имели головной боли с приходом танкеров, к примеру, в Севастопольские порты, с их вечными недоразумениями между навигационными службами двух флотов, пограничниками и прочими "прелестями" хранения товара на нефтебазе Черноморского флота.

Теперь у нас есть свой склад ГСМ, отвечающий всем современным требованиям охраны труда, пожарной безопасности, контроля за качеством. Эта нефтебаза послужит интенсивности завоевания рынка путем, в первую очередь, повышения качества реализуемого топлива и снижения цен на реализацию, а также создаст возможность расширения оптово-сбытовой сети, в том числе поставок сельхозпредприятиям. Кроме того, она позволит нам стабилизировать обеспечение топливом собственной розничной сети.

Мы намерены к следующему году построить и вторую очередь нефтебазы, увеличив ее объем до 5 тыс. тонн, и таким образом исключить сезонные колебания цен и все остальные взлеты и падения кризисного характера.

Необходимо отметить, что успех этого проекта увязывался с участием "ЛУКойла" в нефтепереработке Украины. Когда компания в этом году стала обладателем контрольного пакета акций Одесского НПЗ, стало ясно, что теперь мы в Крыму будем иметь стабильный источник нефтепродуктов. Сегодня за ЗАО "ЛУКойл-Крым" на НПЗ закреплена квота, по которой мы уже получили около 10 тыс. тонн ГСМ. Все поставки из Одессы будут осуществляться не танкерами, а железнодорожным транспортом по кратчайшему маршруту так называемыми "вертушками" по 1,5-2 тыс. тонн в течение 5-7 дней. С танкерной доставкой мы с удовольствием распрощаемся, так же как и с проблемами уплаты акциза и таможенной пошлины — теперь мы получаем топливо украинского производства и, естественно, по более низкой себестоимости.

Кроме того, "ЛУКойл-Крым" является теперь и крупнейшим оператором по розничным продажам Одесского НПЗ. Существует договор о том, что все покупки одесского топлива трейдерами из Херсона, Николаева, Запорожья, осуществляются только через нашу компанию.

— Имея в виду то, что деятельность ЗАО "ЛУКойл-Крым" расширяется, не появилась ли необходимость обзавестись и своими терминалами?

— Конечно, без собственного терминала компания не в полной мере может развернуться, потому что, находясь в структуре транснациональной корпорации, с одними только железнодорожными поставками без морских выходов невозможно интегрироваться в мировую систему товарных потоков. Сегодня мы работаем над вопросом о своем участии в корпоративном капитале одного из Севастопольских терминалов со всей его инфраструктурой: перевалкой, швартовкой судов, сливом-наливом, хранением и т д.. Объем этого терминала — 20 тыс. тонн нефтеперевалки в месяц. Конечно, у "ЛУКойл-Крым" пока нужды в таких объемах нет, зато появляется перспектива стать элементом мировой коммуникационной системы, участвовать в перевалке российской продукции на экспорт, получать импортное топливо для всей Украины. Это большая программа, выходящая за рамки Крыма, и мы надеемся, что к следующему году этот вопрос будет решен.

— Все, кто занимается бизнесом в Украине — от бабульки-разносчицы сигарет до нефтяного магната — жалуются на нашу налоговую политику. Насколько "ЛУКойл-Крым" устраивает та система налогообложения, которая действует в Украине?

— Мы ее не выбираем, мы в ней действуем, кстати, не без пользы для страны: за 1999 год мы заплатили в бюджеты всех уровней $3,2 млн. Если проанализировать системы налогообложения во всех странах присутствия "ЛУКойла", то в Украине она — не самая убийственная. Другое дело, оставляет желать лучшего налогооблагаемая база, т.е. количество налогов и процедура их взимания. Здесь Украина достигла поистине "высоких" результатов. Более 50 налогов, разные уровни (городские, районные, областные, республиканские) налоговой инспекции, полиции, казначейства, каждая из которых начисляет свой налог и каждая "проталкивает" свою тему.

— Имея гарантированные и бесперебойные поставки, влияет ли "ЛУКойл-Крым" на стабилизацию цен на нефтепродукты в Крыму?

— Конечно, и прежде всего потому, что в последние годы у нас наладились цивилизованные отношения с нашими партнерами и конкурентами. Мы как бы вырабатываем единую стратегию по формированию розничных и оптовых цен в Крыму и стараемся не делать подлостей друг другу, потому что это неправильно.

Такая цивилизованная конкуренция исключает ценовые колебания. Диктовать свои условия глупо, учитывая, что всегда найдутся, и они есть, другие крупные оптовики. Но поддерживать и, что немаловажно, сдерживать друг друга необходимо.

Например, в прошлом году во время ажиотажного спроса на топливо недобросовестные продавцы взвинтили цены на рынке (за 1 л бензина давали 6-7 грн.). Правительство Крыма пыталось изменить ситуацию, введя ограничения по наценке на 30%, но это не рыночный механизм сдерживания. "ЛУКойл-Крым" открыл все шлюзы, стал продавать больше и по стабильной цене. Люди приезжали к нам на телегах с бочками, на велосипедах с прицепами, забитыми пустыми канистрами. Они нам чуть не сломали станции, но за три дня мы цену сбили.

У "ЛУКойла", с его КПД, запасом ресурсной прочности, есть большие возможности опустить цены ниже любого уровня и "залечь на дно" в течение 2-х месяцев. Мелкие оптовики и частники в это время могут прогореть, а у нас будут, конечно, убытки, но не полный крах. Но мы этого не делаем. И это не альтруизм, это — добросовестная конкуренция, на принципах которой и строится доброе имя "ЛУКойла" во всем мире. А доброе имя — основа цивилизованного бизнеса.