Амнистия олигархам не нужна

Свой взгляд на проблему легализации доходов излагает автор альтернативного президентскому законопроекта, народный депутат СЕРГЕЙ ТЕРЕХИН
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Свой взгляд на проблему легализации доходов излагает автор альтернативного президентскому законопроекта, народный депутат СЕРГЕЙ ТЕРЕХИН

Историю этого вопроса открыл указ Президента по легализации. В нем не было оговорено, что произойдет с легализирующими с точки зрения административного и криминального права. Сейчас, с выходом в свет нового президентского законопроекта, это урегулировано, но другие спорные положения повторяются. Например, предусмотрен достаточно короткий срок легализации, а также налогообложение легализируемых капиталов и имущества. Возникает вопрос, почему гражданин, который легализирует объекты материального характера, должен платить налоги, не существующие в нашей стране. Если за основу был принят опыт других стран, то могу сказать, что в Индии, ФРГ или Бразилии — где в свое время проводилась легализация теневых капиталов — налоги на недвижимость или на движимое имущество существовали еще до реформы. В Украине же налоги с материализованного дохода не платятся, поэтому необходимость платить 10% выглядит странно.
Кроме того, необходимо платить налоги не только с дохода, который субъект получил где-то за рубежом или внутри Украины, но и с затрат, которые он понес в связи с уплатой этих денег за покупку чего-либо. То есть этот налог платится дважды. В соответствии с законом о подоходном налоге и законом №2181 ("О порядке погашения…"), налоговая служба имеет право начислять налоговые обязательства гражданина т.н. непрямыми методами. Точнее говоря, если за год задекларировано 20 тыс. грн., а приобретено восемь "Мерседесов", то налоговая может спросить: откуда это все взялось и, если вразумительного ответа не последует, будет вправе облагать налогом это имущество как доход. В любой развитой стране, где есть независимая прокуратура и налоговая служба, это правило действует, и ничего плохого в нем нет, но для того чтобы его принимать, необходимо сначала сделать базу декларирования доходов.
Украина уже прошла период гиперинфляции и хаотической приватизации, когда было непонятно, каким образом были получены те или иные доходы. Поэтому необходимо, чтобы граждане, которые не хотят начисления налогов на затраты, один раз по своему желанию задекларировали те активы, которые у них есть. При этом они будут освобождены от статьи Уголовного кодекса, по которой карается сам факт размещения денег за рубежом. Гражданин может быть обвинен не за то, что эти деньги не облагались налогами, а за то, что где-то в другой стране был открыт счет без позволения чиновника. Возникает вопрос: какое дело государству, какие активы кто-то имеет, внутри страны или за ее пределами, если они куплены за деньги, которые до этого облагались налогами, а не заработаны преступным путем.
В нашем же законопроекте (кстати, принятом в первом чтении Радой прошлого созыва, но потом снятом) указано, что никаких налогов с легализируемой собственности не надо платить вовсе. Документ предоставляет гражданину право декларировать, если он хочет, свое богатство и начинать в будущем отсчет прироста личного благосостояния от этой заявленной базы. В случае, если вы не задекларировали налоговую базу, налоговое ведомство может обвинить вас в воровстве, так как доходов заявлено намного больше, чем позволяет произвести база, задекларированная в целях налогообложения.
Кроме того, наш закон не предусматривает обязательную репатриацию капитала на родину, а только его декларацию. Законопроект Президента говорит о том, что капиталы немедленно необходимо перевести в Украину. В этом случае возникает масса проблем, зачастую сугубо технологических. Например, на то, чтобы продать объект недвижимости, и, превратив его в деньги, перевести на родину для получения индульгенции, может уйти много времени. Причем я не уверен, что все ограничится, скажем, шестью месяцами. Второй вопрос состоит в том, кто будет переводить деньги в страну, которая занимает достаточно низкие места в кредитных рейтингах. При составлении этих рейтингов международные агентства учитывают геополитическое положение страны, степень развития экономики и внутренние политические риски. Этот год будет ключевым для изменения системы внутреннего управления в Украине: выборы Президента, выборы по новым правилам органов местного самоуправления. Наконец, никто не может сделать прогноз, как будут происходить в 2006 году выборы парламента. В такой период вероятность добровольной легализации каких-то доходов или имущества, да еще и при условии их обязательного возвращения в Украину, крайне мала.
Предложения ввести налог с легализацией бесперспективны и ввиду наличия офшоров. Используя несовершенство законодательной базы для уплаты налога на прибыль предприятий, можно "нарисовать" более десятка способов легальной оптимизации налогообложения. В том числе с использованием международных договоров, которые Украина заключила с целью предотвращения двойного налогообложения и предупреждения налоговых уклонений. То есть для того, кто построил систему внешнекорпорационных трансграничных связей, легализация не нужна. На самом деле потребность в налоговой амнистии испытывают только компании средней величины и остарбайтеры.